behemothsatanBehemoth «The Satanist» (2014).

С момента выхода «Evangelion» прошло много лет. Почти пять. Что легко объяснимо: мы чуть не потеряли Нергала. Однако Адам, как истинный боец, смог победить страшную болезнь, собрался с силами и внезапно записал... лучший альбом Behemoth. Тут надо уточнить: лучший альбом НОВОГО Behemoth, того, который играет блэк-дэт или даже просто «сатанинский дэт», и не имеет ничего общего со славными деньками «Sventevith» и «From the Pagan Vastlands». Теперь часто упоминается такое определение стиля как «Epic Extreme Metal», и надо сказать, к Behemoth образца 2014 года оно подходит как нельзя лучше. Представьте себе Septic Flesh, только без симфонизмов и с меньшей долей помпезности. Плюс узнаваемый почерк Нергала. Вот это и будет «The Satanist». От думовых скоростей до стандартных дэтовых, с хоралами, посылающими в сторону хребта тонны мурашек; это музыка, в которой поровну от злости, интереснейшей мелодики (чего за Behemoth уже давно не замечалось) и техничности. И почему, когда я слушаю последний трэк, «O Father O Satan O Sun!», мне чудится Samael? 10/10

Witchcraft «Legend» (2012).

Трад-дум пополам с психоделическим роком. Дума больше. Осовремененный вариант американцев Pentagram со стандартно-приятным вокалом, и риффингом, уходящим в далекое прошлое - годам эдак к семидесятым, с горячим приветом Black Sabbath. Клавиш, влияний стоунера и прочих наркотических вкусностей нет, так что «психоделический рок» здесь присутствует весьма условно, если только в атмосфере... Если и была попытка забросить слушателя лет на 30 назад, то она не получилась, альбом звучит слишком современно. Но плохим его это не делает. Лучшая песня - стандартно самая «эпичная». В данном случае речь о 12-минутной «Dead End», где нет-нет, да слышится старина Данциг. За один этот трэк альбому можно простить если и не все, то многое. 7/10

Dispirit «111112» (2012).

Глубоко подземный проект, результат - соответствующий. Dispirit балансирует, иногда - уверенно, иногда - не очень, на грани между фюнерал-думом, тру-блэком, депрессивом и дроуном, едва не сваливаясь в эмбиентальный сладж. О качестве звука несложно догадаться, записывалось будто дома, в родной пещере высоко в горах, где бродят только призраки жестоко убиенных. Встречал сравнение с Oaks of Bethel, в принципе, верное - если бы Oaks of Bethel сконцентрировались на «труёвости» и хаосе, а не на атмосфере. Убиться и правда хочется, но только первые минут 10, потом этот шум быстро наскучивает. Видимо, для меня в «111112» слишком мало блэка и слишком много дроуна. 3/10

Eye of Solitude «Canto III» (2013).

Британский дум, как много в этом слове... Особенно, если длительность трэков - в лучших традициях MDB, а в вокальных делах чистый голос сведен к минимуму, и большую часть времени звучит не слишком раскатистый, но убедительный гроул. Клавиши есть, однако их настолько мало, что роль этого инструмента - скорее оттенять то, что рисуют гитары и ритм-секция. В паре-тройке мест хочется воскликнуть: «Гениально!». Но потом ощущение этой гениальности пропадает, и кажется, что «Canto III» - просто хороший продукт, чистый ДУМ, какой нынче редко встречается даже в Туманном Альбионе. Но и не что-то из ряда вон выходящее. 6/10

HAM «Svik, harmar og daudi» (2011).

Уникальный исландский коллектив. Уникальный по многим причинам. Ну хотя бы потому что существуют черт-те с каких времен, являются рок-идолами у себя на родине, не чураются сотрудничества с Bjork и Skalmord, при этом никому за пределами Исландии особо не известны, ну а самое главное - это не инди-рок, и не, прости господи, мечта хипстера вроде Sigur Ros. С ранним творчеством я не знаком (хотя в скорейшем времени ознакомлюсь, после такой-то глыбины, которую они выдали в 2011-м!), но последний номерной альбом - это совсем не рок. Или не совсем... Дикая смесь жанров и стилей. Но превалирует все же дум и... конечно, блэк. Ну а разве это не скриминг слышится мне почти в каждой песне? А вот это - разве не заклинания, будто обряды, ритуалы, перенесенные на пленку? Что? Ах, говорите, песня называется «Алкоголизмус Кроникус». Ну да, явно не ритуал и не обряд. Но звучит мрачнее некуда. Главная скрипка - за одним из вокалистов, который мог бы спеть на новом диске чешских Root, и никто бы не заметил подмены. Низкий, почти оперный (ОК, псевдооперный) баритон. А темноты и атмосферы - поболее чем у всех американских сатанистов от музыки вместе взятых. Doom? Check. Black? Check. Pagan? Check. Psychedelic? Check. Prog? Check. Rock? Check. Поразительно удобоваримая и необычная получилась смесь. Жаль, что вторая часть альбома ощутимо слабее первой. Там, где про алкоголь, ага. 7,5/10

Inquisition «Obscure Verses for the Multiverse» (2013).

Мистер Дагон чуть сбавил обороты, хотя и не вернулся к старым добрым временам клавишного блэк-трэша, с которого Inquisition начинали, будучи еще колумбийской группой (напомню, ее лидер - уникальный пример американца, переехавшего на ПМЖ в Колумбию, но потом все же вернувшегося обратно). Помимо этого ничего не изменилось. Это все тот же жесткий, но в меру мелодичный блэк с вокалом, который звучит почти один-в-один как карканье Аббата из Immortal, с кристально чистым звуком и сыгранный так, как в андерграундном блэке редко кто играет. Но при этом и атмосфера не утеряна. Пусть такие группы существуют вечно. 8/10

Norman Shores «Return to the Norman Shores» (2013).

Кто такой Норман Шорс? Мысли у дураков сходятся, не один я решил, что этот французский проект назван, согласно недавнему тренду (R.Nikolaenko, Vitaliy Sitnik, etc.), в честь своего создателя. Так, да не так - вообще-то, речь идет о «Нормандских берегах». Что логично, ведь группа французская. И играет она густейший, гиператмосферный, совершенно монолитный «атмосферик-пэйган», с вкраплениями хорошего чистого вокала (хотя это больше напоминает хоралы) и качественной гитарной работой. Пахнуло девяностыми. Именно так звучали тогда многие «патриотически-пэйганистические» проекты, без дудок и ой-люли-ляли. Хорошо. И почему-то вспоминается Wedard. Непохоже. Но вспоминается, черт его дери. 7/10

Fleurety «Et Spiritus Meus Semper Sub Sanguinantibus Stellis Habitabit EP» (2013).

Две недлинных песенки с недлинными названиями. Стиль - что-то вроде авангардистского блэка без авангардизма. Вокал - сытая норвежская отрыжка, больше никакого скриминга. Но и пением это не назвать. На закуску - простенькое, но красивое соло. Все! А вы что хотели? Эти парни не напрягаются и, похоже, продолжают глумиться над фанатами «Min Tid Skal Komme», выпуская раз в тысячелетие по EP'шке, непременно с латинским названием, исключительно ради собственного фана. 4/10

Kauan «Pirut» (2013).

Фолк-думовая группа из Челябинска, в полном составе переехавшая на ПМЖ в Киев и использующая вместо русского или английского языка финский - звучит! Последний на сегодняшний день альбом Kauan - мое первое знакомство с этим неординарным коллективом, и оно оказалось чертовски приятным. Kauan и правда легко спутать с финнами: уж не знаю, как обстоят дела с правильностью произношения и грамматической верностью текстов, но местами «Pirut» очень похожи на Amorphis, регулярно, впрочем, отправляясь почти в Empyrium'ские дали. Тут немало дума, вернее пост-дума, даже с гроулингом, но еще больше чистого пения и заходов в пост-рок, с акустикой, клавишами и виолончелью. Музыкальное полотно в результате получается крайне атмосферным. Наверное, именно под такую музыку - до боли красивую и столь же печальную - следует умирать со слезами на глазах и улыбкой на лице. Высший балл. 10/10

I Shalt Become «Louisiana Voodoo» (2013).

I Shalt Become, начав с лютого «депрессива», планомерно движутся к созданию своего собственного, неповторимого стиля. Теперь это точно «музыка не для всех». Ее основа - клавишные переливы, но без приставки «симфо», на фоне которых едва прорезается гитара и барабаны, а также хрипло каркающий скриминг. Часто кажется, что мелодическая линия вообще утеряна, и это «Луизианское вуду» - чистый эмбиентальный хаос. Но нет, окончательно в эмбиент американский дуэт не скатывается, зависнув где-то между экспериментальным блэком и вышеупомянутым стилем. А еще мне почему-то чудится дух ранних Graveland. Главная ценность альбома - его атмосфера. Болезненная, мрачная. Так и представляются смердящие, покрытые дымкой болота Луизианы. И старые страшные обряды, проводимые там людьми, которые поклоняются чему-то несоизмеримо более древнему чем сам Ктулху. 7/10

Dodsferd «A Cursed Heritage EP» (2013).

Норвежский блэк из Греции. И такое бывает. Позерству, впрочем, здесь места нет: Dodsferd - далеко не новички на черной сцене, и за то время, пока существует группа, парни доказали, что несут в этот мир зло и тьму вполне искренне. Итак. Прекрасное (в рамках стиля) владение инструментами. Чистый звук. Человеконенавистническая атмосфера. Типично норвежский риффинг - ничего похожего на «греческую школу» вы здесь не найдете. Скриминг, который совсем не скриминг, а если и скриминг, то в буквальном смысле: человек у микрофона просто... кричит. По-человечьи, а не как стая ворон (think Immortal). «A Cursed Heritage» - не альбом, а хороший пинок под зад и четкий удар в лицо - за вычетом невразумительных эмбиентальных инструменталов. 7/10

Культура курения «Некрофилия» (2013).

Долгожданный полноформатник от одной из самых интересных российских околоблэковых команд. Они засветились даже в «Афише», выглядят как натуральные хипстеры, а играют... что ж, заявленный «блэк/пост-панк» соответствует истине. Только я бы добавил свою любимую аббревиатуру «DSBM». Истеричный вокал, риффинг, типичный то для панка, то для подземного «черного металла» а-ля Psychonaut 4, искусно вплетенная в эту канву акустика, и финалом - фортепианная версия одной из песен. Атмосфера - совершенно депрессивная, напрочь урбанистическая. Серый город в окружении дымящих заводов, скрипящий черный снег под ногами, тусклые окна засранных пятиэтажек. Но что немаловажно, парни из Культуры курения не только погружают слушателя в созданный ими мрак - музыка сама по себе тоже интересна, и сыграна отнюдь не пионерами. После Hovert'а это лучшее, что я слышал из Зауралья и Сибири. 9/10

Twilight of the Gods «Fire on the Mountain» (2013).

Изначально это была кавер-группа, игравшая живьем нетленные хиты покойного Квортона. Отсюда и название. Но потом ребята собрались с духом и записали собственный материал. Ничего общего с Bathory, даже поздним, не имеющий. Кстати о «ребятах». Состав - просто загляденье. На басу - Фроде из Einherjer, гитаристы - из Thyrfing и Aura Noir, за барабанами - сам Ник Баркер, а у микрофонной стойки - Алан из Primordial. Никаких клавиш, никаких фемин, никаких гимнов викингам. Ну разве что некая «эпичность» и правда присутствует. Twilight of the Gods не играют pagan, они играют хэви. И иногда Алан дает такого «Дио», что становится страшно. Если в Blood Revolt он по большей части орет, то здесь все-таки поет, хотя иногда срывается на знакомый декламативный «спич». Абсолютно олдскульный материал, без всяких экспериментов. За это и спасибо. 8/10

Hamferð «Evst» (2013).

Чудеса приходят оттуда, откуда их совсем не ждешь. Ну что нового можно привнести в дум? Ничего. Но можно сделать его непохожим на 255-й по счету «фюнерал» или 467-й по счету «дум-дэт». И у фарерцев это получилось. Медленно, но не фюнерально. Гроул - сочнейший. Но его, к сожалению, в разы меньше, чем на дебютном EP. И главное: чистый вокал. Почти оперный, но при этом и не оперный. Нечто подобное мы слышали на единственном альбоме российских Scald. Только у парня из Hamferð получается лучше. Замечу, кстати, что гроулом заведает он же. С такими вокальными данными жди всемирного признания И оно пришло, Йон Хансен - теперь еще и фронтмэн финских Barren Earth, прог-думового проекта людей из Amorphis. Но бог с ними, с финнами. «Evst» однозначно становится претендентом на звание лучшего альбома в этом стиле за 2013 год. Помните: это не только необычно, это еще и интересно. А атмосферы - выше крыши. Снег, скалы, одиночество, море и предсмертная тоска. 10/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook