skalmoldSkalmold «Born Loka» (2013).

Те, кто хорошо меня знают, так же хорошо знают, что я терпеть не могу «паганство» в любом его проявлении. Но на каждое правило находится свое исключение. В ушедшем году им стали исландцы Skalmold. Чего нет на «Born Loka»? Тупого ябларства и пения нестройными голосами, скандинавского «лубка», уютного фейсбучного героизма. А что есть? Есть простенькие, но очень красивые соло в ассортименте, достойном какого-нибудь хэви-металла, а то и пауэра, хоралы, упор на гитарный звук, а не на клавиши, замечательное сиплое рявканье, превращающее pagan metal в залихватский, суровый, мужской Oi!, скриминг и безукоризненное чистоголосье. Иногда кажется, что перестарались, перемудрили... но нет. Потому что пускаешь альбом по второму, а там и по третьему кругу... Вот такой pagan мне по нраву. Где главное - не вопли «одиииииииииииин!», а музыка, качественная и совсем не попсовая. 10/10

Holy Death «Sodomy of Megido» (1997).

В разных источниках фигурирует то 1997, то 2005 год. И то, и то - на самом деле переиздание, а записана эта демо-лента была в 1993-м. Лишним будет говорить, что Holy Death - одни из пионеров польского блэка и одна из старейших «черных» команд в этой стране. Лучше о музыке. А музыкально это блэк-дум, местами конкретнейшим образом напоминающий Bathory начала викинг-эры (реже), местами - Celtic Frost и Hellhammer (чаще). Скорости - медленные, вокал - в духе протоблэка (не совсем скриминг, скорее, глуховатое порыкивание а-ля чешская школа блэка), запись, как и следовало ожидать, балансирует на грани между ужасной и удовлетворительной. Работа интересная, особенно, если вы любите олдскульный, но неглупый и атмосферный блэк-металл, не чурающийся гитарных соляков, растянутых на 1,5-2 минуты. 6,5/10

Runemagick «Dawn of the End» (2007).

К сожалению, это был именно конец, а не его начало. Последний альбом великолепной, но мало кому известной команды, начавшей с совершенно чернушного, олдскульного дэта, и закончившего лютым дэт-думом, тоже с оглядкой на восьмидесятые, как будто тогда и сыгранного/записанного. Минимум клавиш. Мрачнейшие интерлюдии. 9-минутные песни. Первые - чуть похуже, зато потом семейная чета Рудольфссонов на-гора выдает такого Celtic Frost'а, что все последователи великой швейцарской командой кажутся хэппи-павером. Для справки: «Dawn of the End» - десятый альбом Runemagick. Так что, оплакивая их уход со сцены, найдется что послушать. 9/10

Runemagic «Eternal War» (demo 1993).

То, что потом стало называться Runemagick. Келтикфростизмы лезут изо всех щелей, как и положено. Хотя первая песня больше напоминает простенький НС-блэк пополам с панком, драм-машиной и неоперившемся вокалом - будто подросток пытается что-то кричать, даже не рычать. А в конце - симпатичный клавишный инструментал, подкупающий своей простотой. Хорошее начало. 6/10

Rotting Serpent «Listen to the Donkey» (2012).

Человек с говорящим именем Майкл Мошер за последние несколько лет успел наплодить много-много проектов, из которых именно этот показался мне наиболее любопытным. Почему? Хокус-покус: в период с 2012 по 2013 год Миша выпустил 13 (!) полноформатников (!). Вторая причина: это не просто ДСБМ, а ДСБМ с приставкой «христианский». Как можно воцерквленному блэкстеру петь о суициде и пучинах депрессии, ума не приложу - все ж смертные грехи. Но поет. Шипит, если быть точнее. Не знаю, как звучат остальные 12 альбомов, но после знакомство с этим шедевром никакого желания осквернять свои колонки музицированием мистера Мошера не было. Более того, продержаться я смог ровно одну песню. Идеология здесь не причем (тем более, очень похоже на то, что сей персонаж банально стебется что над христианами, что над сатанистами): дело в том, что «Listen to the Donkey» - кривенький шум, а не блэк-металл. Что-то вроде турецкого Бузруха, но там хотя бы были мелодии... или их подобие. Здесь же нет ровным счетом ничего. Обидел Майкла боженька. И талантом композитора, и талантом музыканта. Аминь. 0/10

Narbeleth «Diabolus Incarnatus» (2013).

Кто бы мог подумать! На 100% норвежский звук, в духе тех команд, что, существуя в 2013-м, прочно застряли в 1993-м, и поэтому больше похожи на Darkthrone и ранний Immortal чем сами Darkthrone и Immortal. И откуда же? С Кубы! Причем, это всего лишь one-man band. И как-то пенять на качество звука или уровень игры не хочется: все ровно так, как и должно быть. А кавер на «Hordes of Nebulah» здесь явно не случайно. Так и веет от альбома духом «Total Death» и «Panzerfaust». Ну и еще, пожалуй, «Aske». Не ожидал, что именно на Кубе найдутся энтузиасты, которые с такой любовью и знанием дела вернут старый норвежский блэк в обиндустриаленную и обшугейзенную современность. Throne of Katarsis, Skuggan - да, но они работают немного в другом русле. А тут - «Hordes of Nebulah» не отличить от собственных творений парня из Narbeleth. Не бездумное копирование, скорее, глубокое погружение в тему ;-) 10/10

Drutentus «In Frigidis Silvis» (demo 1996).

Сколько было таких команд! Выпустили одну-единственную демо-ленту, которая могла бы стать классикой жанра, если бы о ней знали чуть больше чем два с половиной человека, и сгинули. А потом... потом не создали чего-то выдающегося, просто играли в третьесортных командах. И играют до сих пор. Все это в том числе и о греческом дуэте Drutentus. Всего две песни, 12-минутный эпик и отменный 4-минутный инструментал. Типичный для той страны саунд присутствует, но лишь тенью. Основа - pagan, и этим все сказано. Достаточно мягкий, не шибко злой, но атмосферный блэк с претензией на «эпичность». Как только эти 16 минут заканчиваются, рука невольно тянется к кнопке «play» - чтобы еще разок. И еще. Любителям позабытых редкостей - must have. Да и просто любителям качественного «чернометалья» из 90-х - тоже. 7,5/10

Opera IX «Strix - Maledictae in Aeternum» (2012).

Ударившись после ухода Кадаверии в симфо-блэк, к 2012 году Opera IX слегка изменили свой стиль. То, что они играют сейчас, я бы назвал «католическим хоррор-металлом». Потому что первые ассоциации - это не музыка, а фильмы, посвященные демонологии и мрачному прошлому Римской церкви. И все эти декламации, бросающие в дрожь ритуальные песнопения, люциферианские клавиши, - они лишь дополняют общую картину. Не знаю, как вам, а мне кажется, что если бы тетралогия о слепых мертвецах де Оссорио была снята в наши дни, то «Strix» был бы идеальным к ней саундтрэком. Сильный альбом, который в дискографии «Оперы» можно смело ставить вторым номером, сразу после «The Call of the Wood». 7/10

Autumnblaze «Every Sun is Fragile» (2013).

Нам обещали dark depressive rock, или нечто подобное, но бессовестно обманули. Потому что новая работа немцев звучит так, будто Вилле Вало решил сыграть вместе с Кататонией немного пост-дума, разбавив его блэковыми воплями. Вокал - чистый HIM, хотя голос у Элдрона несоизмеримо сильнее и мелодичнее. Музыка - в том же русле, что и «Dead End Kings» Ренксе и Блэкхейма, только с упором на чистый звук, красоту мелодий и меланхолию, а не депрессивную пост-похмельную тоску. Плюс скриминг. Весьма, к слову, уместный. «Im Spiegel», «Invisible Fields», «A Place for Paper Diamonds» чудо как хороши. Да и весь диск можно с удовольствием переслушивать несколько раз на дню, пока он окончательно не надоест. Может, это и депрессив-рок, только не совсем такой, к какому вы привыкли. 7,5/10

Throne of Katarsis «Unholy Holocaustwinds» (demo 2004), «Helvete - Det iskalde morket» (2009), «Ved graven» (2011).

Как такое возможно? Чтобы я, намертво застрявший в 90-х, мечтающий о том, чтобы на свете белом было побольше черных команд, играющих ту, вот именно ТУ музыку, которую играли тогда - да не знал о существовании Throne of Katarsis? Вернее, узнал, да только совсем недавно. А ведь этот норвежский коллектив не играет модный нынче прог-блэк с кастрированно-вылизанным звуком, не заигрывает с индастриалом, да и трибьютами не занимается - они просто переносятся во времени, играют то, что играли в стенах студии Grieghallen почти 20 лет назад, а потом чудесным образом возвращаются в 21-й век и выпускают эти песни под видом новых записей )). Ну правда, что первая демо-лента, что последний альбом - это концентрированная ЧЕРНАЯ Норвегия середины 90-х. Атмосфера, мрак - хватит на десятерых, риффинг - в духе «старых добрых времен». При этом нет ощущения, что они кого-то копируют. Что интересно - в составе присутствуют два человека из недавно воскресшей Gehenna. А эта команда, если кто помнит, была среди первопроходцев, пионеров второй волны блэк-металла из Норвегии. Бальзам на душу и бальзам для ушей. 9,5/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook