solefaldicelandicSolefald "Red for Fire: An Icelandic Odyssey: Part I" (2005), Solefald "Black for Death: An Icelandic Odyssey: Part II" (2006).

Именно таким, на мой взгляд, должен быть настоящий viking metal. И именно после таких альбомов впору прикрывать лавочку. Ибо сложно представить, что этот норвежский дуэт создаст нечто еще более смелое, интересное, яркое. Насколько хорош был "The Linear Scaffold", дебютный альбом Solefald! Что ни песня, то жемчужина. Ни единого повтора, дичайшая эклетика, но все же - суть едина, и да, чистой воды блэк. Пусть и экспериментальный, пусть и с приставкой "пост" или "прог". Потом был "Neonism", эдакий социопатический манифест, цинично высмеивающий саму суть общества потребления, музыкально - уже даже не блэк и не металл, а что-то, не поддающееся четкому стилистическому определению. На этом Solefald для меня временно закончился: всего хорошего - в меру. И вдруг - "Исландская одиссея". Возвращение к корням? Нет, скорее новый виток истории.

Это другой, новый Solefald. Но все еще Solefald. О "настоящем viking metal'е" я сказал не просто так. Обыкновенно под этим понимается некий разудалый блэк с "героическими" хоралами и текстами о славном боевом прошлом храбрых скандинавских воинов. Реже - удачно, чаще - смешно, ибо напоминает не "Старшую Эдду", а ее конспект для начальных классов школы. Двоица из Solefald "нордический металл" понимают по-другому. В их интерпретации это сколь лиричная, столь и жесткая музыка, музыкально основанная на собственных же наработках в рамках блэка, но часто дающая крен в сторону дума и даже готики - опять-таки, под "готикой" понимается не Tristania, а скорее нечто в духе Leaves' Eyes. Есть даже самые натуральные хиты - вроде "White Frost Queen", "Sun I Call" и "Sagateller". Истеричный скриминг а-ля Burzum сменился глуховатыми, "певучими" воплями, местами напоминающими вокал образца итальянского ВИА Sadist. Чистоголосья - более чем достаточно, и самого разнообразного: от "нордических" напевов, минуя "обыкновенный тенор", который мы уже слышали на "The Linear Scaffold" и "Neonism", заканчивая спокойными, вдумчивыми декламациями на исландском (?) языке.

Вокальное великолепие сопровождается великолепием музыкальным: от баллад - к яростным боевикам, мимо разного рода инструменталов, один из которых - чистой воды джаз. Гитары, бас, барабаны? Добавьте к ним искусные партии клавишных, скрипки, виолончели и саксофона. Ни одна песня не похожа на другую, но все вместе они представляют собой единый, нерушимый монолит. Интереснейший пост-блэковый, экспериментальный альбом, в котором нашлось место и отголоскам творчества Bathory, и позднего Enslaved (разве что Solefald работают с "прогом" куда искуснее, чем простые северные парни, выстрелившие в свое время "Frost'ом" и "Eld'ом"). Несмотря на всю эклектику, на достаточно сложные песенные структуры и новаторство, оба альбома слушаются абсолютно легко, повторюсь, местами даже хитово. В этом - весь Solefald. Сыграть сложное так, чтобы оно полюбилось поклонникам "простого", внедрить новые идеи в закостенелый жанр так, чтобы они пришлись по нраву "старого доброго викинга", наконец, привлечь к своему творчеству внимание тех, кому малоинтересны что "викинг", что "блэк". Я боюсь знакомства с новым альбомом этих парней. Потому что, записав "An Icelandic Odyssey" они прыгнули выше собственной головы. Дальше, выше - просто некуда. 10/10

Let Me Dream "My Dear Succubus" (1995).

То, с чего начинала малоизвестная финская команда, в свое время собрало немало хвалебных рецензий. Ваш покорный слуга был в числе тех, кому этот альбом понравился. Тогда, в середине 90-х. Сейчас же "My Dear Succubus" воспринимается как некое недоразумение. Парни явно вдохновлялись творчеством таких ВИА как Candlemass и Katatonia, в результате представив благодарной публике микс из мягчайшего среднетемпового околоблэка и мягчайшего среднетемпового околодума. Пара-тройка мелодических находок ласкают слух, но в целом - альбом утомляет. А чистоголосие режет уши на сотни маленьких кусочков, молящих: "Хватит, пощадите!". Let Me Dream искали себя. И нашли спустя многие годы. На альбоме "Soulshine". 3/10

Let Me Dream "Soulshine" (2004).

Да-да, к этой работе сложно придраться. Мелодика, славным образом позаимствованная у коллег по цеху из Eternal Tears of Sorrow и Fall of the Leafe, редкий, но меткий скриминг, симпатичный "певучий" баритон, на сей раз не пролетающий мимо нот, яркие клавишные гармонии, аккомпанирующая им гитара, и самые натуральные готик-металлические хиты в виде "Soulshine", "As the Souls Embrace" и "Autumn Twilight". Вовсе не шедевр, но почему-то не хочется удалять этот диск из плэйлиста, проигрывая его снова и снова... 7/10

Enthroned "Pentagrammaton" (2010).

Бельгийские сатанисты записали странный альбом. Чуть меньше внимания отточенным гитарным партиям, чуть меньше запредельных скоростей. И будто бы это уже и не Enthroned вовсе! Чего стоит хотя бы предпоследняя "Unconscious Minds" - самый натуральный 8-минутный эпик! Общее впечатление: чуть убавив в злобе, Enthroned стали умнее и разнообразнее. Что ставит "Pentagrammaton" на одну ступень выше даже во всех смыслах блестящего "Tetra Karcist". 8,5/10

The Circle of Tyrants "s/t" (2005).

Проект-однодневка от товарища Некро и его друзей-соратников, решивших воздать должное дэт-металлу. Правда, от дэта здесь только тексты. В остальном - чистой воды хип-хоп. Традиционно прекрасная читка, минимальный, но грамотный мелодизм... и, пожалуй, все. "Качает", что надо, но если металл - так где же лязгающие гитары, которые частенько слышатся в сольном творчестве Некро? Нет ответа. И тем не менее, релиз в рамках своего стиля - однозначно хороший. 7/10

Keep of Kalessin "Reptilian" (2010).

Повторное знакомство с творчеством норвежцев, мягко говоря, удивило. Я помню их дебютник. "Through Times of War", ага. 1997-й год. Тогда парни играли суровый, брутальный блэк без всяких примесей. Правда, тоскливый и до скрежета зубовного однообразный, ну да что ж поделаешь... Не изменилась картина и на момент выхода "Agnen", второго по счету альбома. Потом мне стало скучно, и на этой группе был поставлен крест. Прошло более десяти лет, и, видно, что-то я упустил - так как Keep of Kalessin, не сильно отдалившись от "черных" корней, превратились в мелодик-дэтовый проект.

Именно так. Не чистой воды МДМ, но очень к тому близко. Никакой слащавости и гипермелодизма, присущих шведам, здесь, к счастью, не найти, скорее это "мелодик" в том виде, как его понимали (и играли) Dissection, Dawn и поздние Unanimated. Разве что у упомянутых выше команд клавиши если и были, то прятались они где-то далеко позади гитар, появляясь изредка, только лишь, чтобы "добавить штрихов"... У Keep of Kalessin этот замечательный инструмент играет если и не главную роль, то уж "первую второстепенную" - точно. Но никаких "симфонизмов", заметьте.

Не могу сказать, что от "Reptilian" я остался в восторге. Безусловно, это интересный и мелодически достаточно богатый альбом. Появилось собственное лицо, или некое его подобие. Поэтому, в сравнении с "Through Times of War" это огромный шаг вперед. Хотя поклонники "труЪ-музыки" явно посчитают "Reptilian" позорным образчиком поп-металла. Их право. К слову, блэк здесь все-таки имеется. И это еще один сюрприз: 14-минутный заключительный эпик, который возвращает нас в Норвегию конца 90-х. А если взять вокал - то и в начало благословенного десятилетия, подарившего нам само понятие "норвежский блэк-металл" - того и гляди, из-за угла выглянет Аттила и тявкнет: "Funeral ffffFog!". Глянец, конечно. Но все-таки в рамках стиля. Не представляю, насколько интересно эта музыка звучит живьем, но в "домашних" условиях она вызывает желание "прогнать" диск по второму разу. Действительно неплохой альбом. Посмотрим, что ждет Keep of Kalessin дальше. 6,5/10

Gloomy Grim "Under the Spell of the Unlight" (2008).

Приятный сюрприз. Невероятно злой симфо-блэк, клавиши в котором, разумеется, играют главную скрипку (прошу прощения за невольный каламбур). Но благодаря источающему запредельную ярость скримингу (а также изредка дублирующему его гроулингу), космическим скоростям и кристально чистому звуку этот альбом не кажется очередной "кнопочной" слащавостью. Здесь правит балом злость и абсолютно мизантропическая атмосфера. Да и лица своего проект не потерял. Мощнейшая работа. Финны держат марку. 8/10

Audrey Horne “Audrey Horne” (2010).

Что может играть группа, названная в честь героини «Твин Пикс»? Все, что угодно. Что может играть группа, в составе которой – гитаристы Enslaved, Malignant Eternal и Sahg, а в прошлом – басист Gorgoroth и клавишник Gaahlskagg? Наверняка блэк. Мимо. Это очередная супергруппа из Норвегии, но к «черному металлу» она не имеет ни малейшего отношения. На metal-archives стиль обозначен как “hard-rock/post-grunge”. Почти правда. За вычетом гранджа – на него здесь нет и намека. А вот осовремененного хард-рока на этом (уже третьем по счету) альбоме норвежского ВИА – более чем достаточно. Это и есть суть Audrey Horne – старая добрая харда, слегка приперченная готикой и элементами прога.

Никакой эклектики! Готичность – вовсе не от HIM, а скорее от меланхоликов из Poets of the Fall, музыку которых многие аналогичным образом называют «современным хард-роком». Что же касается прога – не ждите ничего заумного. Достаточно лишь клавишных партий, которые невольно воскрешают в памяти последние работы Ayreon и Kayak. Послушайте “Circus” – ну разве не похоже? На “Audrey Horne” нет проблем ни с разнообразием (от металлизированной харды 2000-х на “Charon”, проговости “Circus”, мимо чистой попсятинки в лице “Down Like Suicide”, до роскошных баллад – “Sail Away” и “Godspeed”, и депрессивных эпиков вроде “Firehose”) , ни с хитами (большая часть которых названа выше). Теоретически, альбом может прийтись по вкусу любому поклоннику тяжелой и не очень музыки. И в первую очередь, тем, кто без ума от Poets of the Fall. Самобытная, яркая, хитовая музыка, буквально пронизанная атмосферой осенней грусти. 8/10

Life, Sex & Death “The Silent Majority” (1992).

Впервые я услышал этот альбом еще в 1992-ом, будучи в Штатах. Не слишком его понял – но запомнил. 18 лет спустя память об эксцентричной группе, играющей нечто вроде приблюзованного гранджа, была все еще жива – и с трудом отыскав их первый и последний диск на просторах отечественных файлообменников, я познакомился с ним еще раз. Не зря. Группа без сомнения выдающаяся – и может быть, хорошо, что второго альбома не случилось. Уж больно смелые были ребята – и одному только Богу известно, куда бы их могли увести эксперименты. Так что же это? Грандж? Черта с два. Это стопроцентный Том Уэйтс, скорешившийся с Данцигом (“Rise Above”). Это раздолбайское кантри (“Farm Song”). Это отличнейший, хитовой хард-рок с заходами в творческое наследие The Doors (“Telephone Call”, “Wet Your Lips” и “Raise a Little Hell”). Наконец, это грязнющая, злая, но при этом и юморная альтернатива, чем-то напоминающая Alice in Chains (“Train”, “Tank”, “Yawohl Asshole”).

Не слишком ли много всего? Нет. “The Silent Majority” слушается цельно, стилистический винегрет ни в коем случае не режет уши и не вызывает недоумения – тот случай, когда эклектика совершенно органична. К качеству звука нет ни малейших претензий – забавно, что периодически альбом производит впечатление прекрасно записанного «лайва». То же самое касается и игры музыкантов, в том числе и Билла Гара, задействовавшего целую кучу разнострунных бас-гитар. Вокал – отдельная тема. Мужчина средних лет с одутловатым лицом спившегося инженера местного НИИ, в несуразных очках и с чертополохом на голове (а на деле – лос-анджелесский миллионер по имени Крис Стэнн) поет ТАК, что дыбом встают даже волосы на руках, а кожа покрывается мурашками. Чисто блюзовый голос, нет – голосище!, мощный, обладающий невероятным диапазоном и харизмой, СВОЙ, ни на кого не похожий – хоть иногда и чудится старина Уэйтс в паре с Моррисоном, а то и Данцигом. Роскошная работа. Ее одной достаточно, чтобы Life, Sex & Death навсегда остались в памяти, как смелая, талантливая, в чем-то уникальная команда. 9/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook