161681 original“Asylum” (Психбольница) (1972). В частную психиатрическую лечебницу, владельцем которой является доктор Старр, прибывает молодой психиатр по фамилии Мартин. Он оказался здесь не случайно: вакансия, найденная им в одной из газет, показалась доктору весьма привлекательной. Однако по прибытии в старый двухэтажный особняк выяснится, что Мартина ждет вовсе не Старр, а его коллега, некто Рэзерфорд. Пожилой мужчина в инвалидном кресле пояснит молодому человеку, что буквально на днях главврач внезапно сошел с ума, покалечил Рэзерфорда и отправился прямиком на второй этаж, пополнив собой немногочисленную группу содержащихся там психопатов.

Как получить работу в этой больнице? Очень просто. Достаточно лишь поговорить с каждым из пациентов и выявить среди них Старра. Мартин так и сделает. Он услышит четыре истории. Первую – от очаровательной Бонни, которая вместе с любовником, Уолтером, надумала избавиться от его надоедливой, но при этом чертовски богатой жены. Труп будет расчленен, а части тела – складированы в новый морозильник. Но, готовясь в отъезду в аэропорт, Уолтер и не предполагал, что увидит на пороге гостиной голову своей мертвой супруги…

Вторая история – авторства Бруно, талантливого портного, который однажды взялся выполнить странный заказ: сшить костюм для сына некоего состоятельного господина, костюм из странной ткани, обладающей потрясающими свойствами… В свою очередь, третья пациентка – Барбара – расскажет Мартину о возвращении домой и встрече с подругой из ночных кошмаров, которая овладеет душой и телом девушки, чтобы убить мешающих ей на пути людей. В центре четвертого и финального эпизода – доктор Байрон, нейрохирург и терапевт, увлеченный созданием кукол, чьи лица поразительно напоминают лица его знакомых и коллег. Безумный врач уверен: в эти маленькие фигурки можно вдохнуть жизнь… Так кто же из них Старр, и кто в этой больнице действительно нуждается в лечении?..

Привычно замечательная антология от Amicus, британской компании, созданной двумя американскими сценаристами и продюсерами, впоследствии ставшей своего рода жанровым культом – как и многие фильмы, произведенные под этой маркой. «Психбольница» - один из них. Придраться к чему-либо здесь сложно, и в этом нет ничего удивительного. Основой для всех эпизодов послужили рассказы Роберта Блоха, который выступил в качестве автора сценария. Актерские работы хороши, да они и не могли быть другими, ведь здесь, в частности, задействованы такие «имена» как Бритт Экланд (Люси – двойник Барбары), Патрик Маги (Разерфорд), Роберт Пауэлл (Мартин), Питер Кашинг (мистер Смит – заказчик «дьявольского костюма») и Шарлотта Рэмплинг (Барбара).

Все без исключения играют так, как это было принято в лучших фильмах авторства Amicus и ближайшего конкурента компании – легендарной студии Хаммер, не давая поводов для ухмылок, оживляя своих персонажей, делая их яркими и запоминающимися. Спецэффекты в этом фильме удивительно хороши, особенно если учесть малобюджетность постановки, и главное – их ровно столько, сколько надо. Пожалуй, в этом плане особенно примечательны первый и третий эпизоды: части тела, передвигающиеся по отдельности друг от друга, и костюм, играющий неземными цветами, даже сейчас выглядят убедительно. Увы, в «Психбольнице» нет ни намека на жестокость (если не считать таковой уничтожение куклы с человеческими внутренностями и убийство при помощи скальпеля), ни обнаженных девичьих тел.

Но фильм подкупает другим. Сюжетом каждого из эпизодов – причем это касается и связующей истории! Самое любопытное: нечто подобное мы уже видели. Но сильно позже; история Бонни определенно послужила источником вдохновения для Джорджа Ромеро при создании им первой части «Двух злобных взглядов», а рассказ Байрона и его маленькие создания – что это, как не прообраз «Повелителя кукол»? Время пролетает незаметно, благо новеллы короткие, а четвертая – и вовсе крохотная, в результате общий хронометраж фильма составляет всего-то 88 минут. А если учесть, что эти 88 минут наполнены действием и хорошей атмосферой, базисом для которых служит замечательный и совершенно нестандартный сценарий… Думаю, что получилось на выходе, понятно.

8/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook