421924 original“Brain Dead” (Когда умирает мозг) (1990). Рекс Мартин – талантливый нейрохирург, женатый на самой красивой женщине в экспериментально-медицинском центре могущественной корпорации «Юнис», но при этом предпочитающий проводить 24 часа в сутки в собственной лаборатории, полки в которой заставлены склянками с заспиртованными мозгами. Для Мартина это не просто вещество для его бесконечных экспериментов (а в их рамках он добился того, чтобы мозг функционировал отдельно от тела, подчиняясь указаниям самого Рекса и его ассистента Берковича), а по-прежнему живые люди, у каждого из которых есть имя и фамилия.

Однажды в его кабинете появляется давний знакомый, Джим Рестон, живо заинтересовавшийся опытами Мартина и предложивший ему провести эксперимент над серым веществом психопата Холси, содержащегося в закрытой клинике для умалишенных «Лэйксайд». Когда-то этот человек был гениальным математиком и работал на «Юнис», но потом потерял связь с реальностью, убил свою жену, двоих детей и нескольких коллег. Помимо этого, он уничтожил результаты важнейших исследований – и их надо либо «достать» из его черепной коробки, либо сделать так, чтобы их не получил никто и никогда.

Рекс встречается с Холси, входит к нему в доверие, а затем, с разрешения Рестона и главы корпорации, Вэнса, привозит его в лабораторию, где и проводит успешный опыт, перенося испытуемого то в пансион престарелых, то на берег океана, изменяя саму реальность Холси, и подсовывая ему взамен совершенно другую. Вэнс и Джим празднуют победу. Бывший подчиненный – под их полным контролем, более того, в рамках «Юнис» можно стартовать новый проект: «измените свою память, скверный характер, избавьтесь от воспоминаний о загубленной карьере, несчастном детстве и потерянной любви!».

Но самого Рекса больше интересует, что это за человек в окровавленном халате в углу операционной… Человек, на которого ему указал пациент. Тем же вечером Мартин увидит его в ресторане, где была намечена встреча с Вэнсом, затем застанет в своем доме Джима и собственную жену, сначала живыми, в одном постели, потом – мертвыми. А на следующее утро он проснется в «Лэйксайде». В качестве пациента…

Редкий и малоизвестный психотриллер (по совместительству – экспериментально-галлюциногенный хоррор), который, тем не менее, примечателен по многим причинам и достоин отдельного места на полке с самыми любопытными «жутиками» конца восьмидесятых и начала девяностых. Во-первых, главные роли в нем исполнили два Билла: Пакстон и Пуллман. Голливуд? Ни разу. Во-вторых, в качестве продюсера выступила Джули Корман, супруга нашего старого знакомого по имени Роджер. Трэш? Ни разу. А сценарий написал автор «Сумеречной зоны» - и вот это ближе к делу.

Потому что «Когда умирает мозг» мог бы быть одной из ранних работ Дэвида Линча, если бы тот был хоть немного похож на Джона Карпентера и одновременно Стюарта Гордона (или откусил бы кусочек мозга у каждого из них). Поначалу стройный сюжет после получасовой отметки превращается в безумное нагромождение безумных событий, натуральную карусель из кошмарных миров, которые ждут главного героя. В этом плане фильм Адама Саймона (позже – режиссера «Карнозавра» и автора сценария к «Призракам в Коннектикуте») очень похож на сон. Вы пытаетесь проснуться, просыпаетесь – но вновь становитесь свидетелем тех событий, которые просто не могут произойти в реальной жизни, в ВАШЕЙ жизни.

Оказываетесь в бассейне, вместо воды и кафельного дна под которым – небо, укрытое облаками, затем падаете – и приходите в себя посреди океана, населенного подводными чудовищами. Потом все же следует окончательное пробуждение, вы отбрасываете в сторону одеяло, вытираете пот со лба, и долго пытаетесь понять, где же на самом деле находитесь, и закончился ли, наконец, тот кошмар, который так долго не хотел вас отпускать. Кошмар, на первый взгляд, бессвязный и алогичный, с прыжками во времени и пространстве, однако он был рожден именно вашим, совершенно здоровым мозгом, а значит, не просто так, значит, должно быть объяснение, пусть самое дикое из всех возможных.

Именно на такой «трип» похожа вторая часть этой ленты, где даже не стоит пытаться найти объяснение происходящему, вместо этого зрителю придется звякнуть челюстью ближе к финалу. При этом фильм не производит впечатление второсортного артхаусного творения, где лишь бы что нагородить, а что – не важно, да и объяснять ничего не надо, авось ценитель жанра сам догадается что к чему, если же не догадается, тем лучше; можно будет говорить о Глубоком Смысле. Совсем наоборот! «Когда умирает мозг» блистательно воспроизводит кошмарный сон, будучи идеально структурированным хоррором, а не просто бредовой коллекцией наркотических «приходов».

И поэтому параллели здесь – не разного рода «авторское кино», а «Твин Пикс», «Сумеречная зона», «Газонокосильщик», «Сканнеры», Кроненберг, рассказы Кинга и научная фантастика. А поклонники Лавкрафта будут приятно удивлены отсылкам к творчеству их любимого писателя, которых здесь вроде бы быть не может и быть не должно. Надолго запоминающийся нейрокошмар с неординарным сюжетом и блестящим актерским составом.

7,5/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook