83494 320“La rose de fer” (Железная роза) (1973). В маленьком французском городке, пустом, но шумном, затерянном где-то близ железной дороги, тихо гремит свадьба. В один прекрасный момент стеснительный юноша, приютившийся в углу стола, перекрывает людской гомон чтением красивого и столь же краткого стихотворения.

Читает – не отрывая глаз от красивой девушки, сидящей неподалеку. Вскоре молодые люди знакомятся – и Она обещает Ему встречу в следующее воскресенье. Устав от городского шума, парочка забредает на огромное кладбище: там тихо, чисто, спокойно. Ни машин, ни людей.

Только бесконечная вереница надгробий, скромных и богатых, красивых и уродливых. Вскоре Он замечает открытый склеп – страх любопытству не помеха, как и уродливый церковный служка, мрачно наблюдающий за резвящейся молодежью. И они спускаются вниз. Прохладно, сыро. И тихо так, что звенит сама пустота.

Он разденется и расставит свечи, а затем – в холодном полумраке, под осуждающим взором мертвецов, Они займутся любовью. Когда придет пора возвращаться домой, на улице стемнеет. И доселе знакомая дорога окажется совершенно другой, не такой, какой она виделась этой паре при свете дня. Что ждет Его, и что ждет Ее в этом незнакомом мире, где из живущих – лишь они сами?..

Что первично – деньги или талант? «Железная роза» дает на это однозначный ответ. У этого фильма практически не было бюджета. Не было и спецэффектов. И внятного, хитрого сценария с доброй сотней twist’ов. Актеров – всего лишь двое. У их героев не было ни имен, ни фамилий. Локации ограничены одним лишь старым кладбищем, спокойным и серым при свете дня, рождающим безумие при свете Луны.

Да и не кладбище это вовсе – с древними склепами и надгробиями отчаянно контрастируют наспех сколоченные кресты, явно установленные за пару часов до «первого дубля», слепленные «из того, что было». Тем не менее, фильм смотрится!

Здесь рождается прекрасная, истинно «готическая» атмосфера (никаких «Сумерек» и сладких песен авторства HIM, речь о совершенно другой готике!). Здесь хватает саспенса, здесь не знаешь, чего ожидать в следующую минуту, следующую секунду, очередную и маленькую долю вечности. «Железная роза» - один из ранних фильмов замечательного французского режиссера Жана Роллена.

Никакой жестокости. Зато эротизма, чувственности, мистики, блестящей операторской работы, безумия – вдоволь.

Это не хоррор, скорее артхаус. Полный символизма и роскошного сюра. Поэзия смерти? Да, это прекрасное определение. Неординарное авторское кино. И, поверьте, - ни следа того, что принято считать дурным вкусом, псевдофилософией и антиискусством среди любителей хорошего кино. Многим хоррорманам будет скучно. Пускай. Я же – был очарован.

«Железная роза» - словно больные, безумные и фантастически красивые стихи, переложенные на кинопленку.

9/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook