74848 320“Les raisins de la mort” (Гроздья смерти) (1978). На дворе - октябрь. Именно в эту, странную для отпуска пору две подруги, Элизабет и Брижит, усаживаются в абсолютно пустой вагон поезда, чтобы отправиться кто куда: одна – на юг Франции, другая – в солнечную Испанию. Брижит, после остановки на одной из станций, неожиданно исчезает, и ее место в купе занимает донельзя странный человек – парень, который буквально часом ранее опылял химикатами виноградники близ его родного городишки. Уже тогда он чувствовал себя неважно. А сейчас и того хуже.

На его лице растет чудовищная опухоль, до чертиков пугая Элизабет. В ужасе девушка выскакивает из вагона, параллельно обнаруживая свою подругу мертвой. Бедняжка, преследуемая невменяемым «соседом», жмет стоп-кран и спрыгивает с поезда в совершенно незнакомой для себя местности. Безлюдной и окутанной туманом. Отец и дочь, проживающие в первой же попавшейся на глаза девушки ферме, готовы угостить ее вином, предложить ночлег… но не помочь. В одной из спален дома находится труп женщины с перерезанным горлом. Убийцей был отец семейства.

Он же – на глазах незваной гостьи – вилами закалывает собственную дочь. Этот человек вовсе не психопат. Он болен. Его тело и мозг разъедают страшные язвы, и то же проклятье коснулось его семьи. Дикая, чудовищная инфекция, уродующая плоть и души, распространяется по округе, превращая людей в монстров. Натуральных зомби, которым, впрочем, к пущему их несчастью, по-прежнему дана возможность думать, осознавать всю дикость собственных поступков. И разве сможет выжить в этом кошмаре девушка, прибывшая из других краев, и потому – не подвергнувшаяся заражению?..

На счету культового французского режиссера Жана Роллена немалое количество зомби-фильмов. Этот – уверен, лучший из них. Более того: «Гроздья смерти» - один из наиболее ярких некрохорроров за всю историю жанра. В этой работе явственно чувствуется дух классической «Ночи живых мертвецов», но еще явственнее – наследие мертвяцких опусов Амандо де Оссорио и культового эко-жутика «Не тревожьте сон мертвых». Диалогов, да и просто слов – ничтожно мало, как, кстати, и действующих лиц. Игра «Элизабет», да и прочих – вне всяких похвал.

Локации безупречны: полузаброшенные старые французские деревни с обилием мрачных каменных домов и тусклых предрассветных пустошей. Аналогичной оценки могут быть удостоены и представленные здесь зомби: поначалу обыкновенные люди, теряющие остатки разума, а затем – все те же homo sapiens, все еще любящие и все еще любимые, но вопреки своей воле вынужденные совершать чудовищные убийства. При этом их облик кардинально меняется с появлением на лицах и телах отвратительных язв.

Сюжет минималистичен, условен, - но он развивается в соответствии со всеми законами логики, увлекая зрителя ровно так, как это и требуется. Атмосфера достойна лучших творений все того же де Оссорио, уровень съемок близок к идеальному, прекрасный грим и спецэффекты – присутствуют в полной мере, как и прекрасные женщины, не стесняющиеся обнажать свои тела. А откровенный привкус мелодрамы и невыразимой печали (нонсенс для зомби-фильма!), на пару с откровенным эротизмом и девиантностью, выступают чертовски приятным дополнением к этому убийственно вкусному блюду. Что ж, в этом весь Роллен. Кто бы что ни говорил – одно из наиболее значимых имен еврокульта.

10/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook