425967 original"Huset vid vägens ände" (Дом в конце дороги) (2003). Четверо студентов, Стефан, Йонас, Джессика и Маркус, решают провести некоторое время вдали от дома и родного города, полностью отдавшись творчеству в арендованном для этих целей коттедже, стоящем посреди густого леса, к которому ведет одна-единственная дорога, и рядом с которым нет другого жилья. Полная тишина и уединение. То, что доктор прописал!

Йонас и Стефан – начинающие художники, Маркус – фотограф, а Джессика – скульптор. Но с первого же вечера все идет наперекосяк. Сначала они несколько раз сбиваются с дороги. Потом их встречает владелица дома, странная старуха, - вместо того, чтобы обмолвиться с Джессикой хотя бы парой-тройкой слов, она лишь смеется девушке в лицо. Потом начинается пьянка и сопровождающие ее танцы – ведь эти четверо прихватили с собой приличный запас пива.

Но вот Стефан, проглядывая видеозапись, на которой запечатлены их кривляния, замечает, что в окне виднеется силуэт кого-то, одновременно похожего на человека, и не очень-то похожего. А буквально часом ранее он и Маркус обнаруживают в подвале мрачный и кажущийся бесконечным коридор, больше напоминающий вход в катакомбы, и там – скалящуюся недоброй улыбкой девушку. Уф, спокойствие, только спокойствие, это всего лишь рисунок на стене. Но потом, ночью, Джессика видит в том же подвале фигуру незнакомца, совершенного реального, живого, это не плод ее воображения!

Сказать о нем она может лишь одно: ”en stor man”, что значит «большой человек». Маркус пытается сделать групповое фото на собственноручно сделанный фотоаппарат, и снимок удается проявить; только на нем виднеется что-то, чего тем ярким осенним днем возле дома явно не было. Позже на экране ноутбука, принадлежащего Стефану, все слова и фразы превращаются в неведомый шифр, посреди которого красуется надпись на шведском: «Мы видим вас!». Этот милый на вид коттедж однозначно был не лучшим вариантом для того, чтобы провести в нем день-другой…

«Дом в конце дороги» называют «лучшим шведским фильмом ужасов со времен «Незваных гостей». Что, конечно, преувеличение, поскольку «Незваные гости» шедевром не были. Этот хоррор тоже вряд ли станет новой вехой в жанре, но все затраченные на него 80 тысяч крон (в переводе на английский это примерно 12,5 тысяч долларов) Мартин Кьелльберг и Нильс Волин явно потратили на дело и по делу.

Среди альтернативных названий: ”The Cellar” и потешное ”Paranormal Cellar” (под этим названием он вышел на DVD в Германии), что недвусмысленно намекает на то, что главные сюрпризы ждут главных героев именно в подвале, помещении, которое многие годы успешно соревнуется с чердаком за титул самого жуткого места в любом старом особняке. Тем более, если этот особняк, как в данном случае, стоит посреди абсолютного нигде, под его первым этажом идут неведомые ходы, из-за стен разносится нечеловеческое пение, а на кафеле над одной из дверей красуются кровавые разводы… над дверью КУДА?!

Ближе к финалу становится понятно, почему немцы решили обозвать фильм «Паранормальным подвалом», по явной аналогии с «Паранормальной активностью». Действительно, начавшись как приличный «жутик» про «старый страшный дом», во второй половине этот хоррор скатывается в дебри, известным нам как по вышеупомянутому фильму (который, правда, на четыре года моложе), так и по «Ведьме из Блэр», за вычетом, разве что, псевдодокументалистики – к счастью, снято все нормально, по старинке.

Если воспринимать эту работу как любительскую, ей почти нет равных. Но даже если считать, что «Дом в конце дороги» - просто недорогой фильм ужасов, в создании которого участвовали любители, надеющиеся стать профессионалами, он все равно хорош! Кьелльберг и Волин многого недосказывают, недоговаривают, используют рваные съемки в темноте, конструируя знатное нагромождение ожидаемых, но так и не показанных кошмаров, не сильно, впрочем, увлекаясь со скачками в темноте с фонариком. Спецэффектов практически нет (да что там, их просто нет!), но при минимуме выразительных средств получается если и не страшное, то эффектное и в разумных пределах пугающее кино.

Немного режиссерского таланта, хорошая работа со звуком, светом и камерой, минимум времени на раскачку, примитивная, но действующая на нервы музыка, грамотно подобранные и использованные локации, много расплывчатых намеков при наличии адекватного сценария, не объясняющего все «от и до», но дающего понять, что же примерно произошло. Все просто! И работает.

7,5/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook