66690 320"Klatwa doliny wezy" (Заклятие долины змей) (1987). Индокитай, 1954 год. Партизаны сбивают военный вертолёт, из экипажа которого в живых остаётся только человек по фамилии Травен. Бег по азиатским джунглям, где каждый шаг может обернуться мучительной смертью. Преследование? Кажется, нет. А рядом виднеется тибетский монастырь. «Воды!» – ревёт Травен. Монахам чужда воинственность мирских сородичей. Жажда утолена и забыта, теперь мозг военного занимают лишь несусветные сокровища, словно выставленные обитателями этого богом забытого монастыря напоказ...

Париж, 33 года спустя. Во французской столице проживает известный поляк, профессор-ориенталист, спец по древним языкам, некто Тарнас. Во время одной из его лекций состоится знакомство с Травеном, который пригласит профессора к себе домой, чтобы продемонстрировать учёному древний манускрипт, скрытый в амфоре, как несложно догадаться, украденной Травеном из монастыря. Необходима расшифровка, ради которой и понадобился Тарнас...

Но чем дальше – тем интереснее. Сканирование манускрипта выявляет наличие внутри него ещё одной «бумаги»! Странный запах... знакомый запах... так пахнут джунгли... так пахнет страх... что-то происходит со светом... и вызванного на место электрика отправляет в мир иной... ядовитая змея. В центре Парижа! Откуда они здесь? Нет ответа. Зато появляется разгадка к тайне «внутреннего манускрипта»: это карта, путь к хранилищу сосуда познания, оружию вселенской значимости, не дару, но собственности древних, неизвестных человечеству богов. «Профессор, а вы бы не хотели съездить туда со мной? В Долину тысячи змей...».

... А за Тарнасом, словно тень, следует юная и амбициозная журналистка – Кристина.

... А за Тарнасом, Травеном и Кристиной пристально следят некие «люди в чёрном». Вы помните амфору, из которой был извлечён «внешний манускрипт»? Она, по их сведениям, была создана из сплавов, получить которые возможно лишь в условиях космического вакуума. Плюс магическое словосочетание «страшное оружие». Интерес понятен. Также понятна и причина, по которой этими людьми вербуется Кристина. 

Она прибывает в далёкую азиатскую страну первой и получает от местных властей джип. Он же – единственный для всех иностранцев. И смешно и грустно: Травену и Тарнасу, на пару с местным проводником, господином Нуми, приходится принять в компаньоны эту взбаломошную девицу.

Знакомый монастырь, а, товарищ офицер? Его обитатели лишь под угрозами соглашаются дать проводника, гида до упомянутой выше Долины, неоднократно повторяя, что смертным там не место.

Дорога была нелёгкой, но цель достигнута – и троица спускается в жутковатые катакомбы, где определённо нашли свою смерть немало представителей рода человеческого. Змеи. Черепа. Змеи и черепа. Что ждёт наших героев в подземном храме? И что станется с ними – и окружающим миром – если они найдут «сосуд познания»?

Ностальгия – страшная штука. Впервые я посмотрел этот советско-польский «блокбастер» ещё в детстве, если не изменяет память – в конце 80-х, буквально через пару лет выхода «Заклятия» на экраны. И тогда он меня здорово напугал. Ещё бы, жуткое подземелье, ядовитые змеи, увешанные костьми деревья, гробницы инопланетных монстров, и – финальная сцена превращения человека в нелюдя, плюс жутковатый инцидент с грузовым самолётом.

Где-то с полгода назад я случайно наткнулся на упоминание «Заклятия» в Сети и загорелся идеей вновь устроить этой ленте «смотрины». Долгие поиски, и спустя почти 20 лет... ага, дежа-вю, мать его. Фильм совсем не так плох, как ожидалось. Актёры – средней паршивости (любителям сиськосцен на заметку: Кристина таки покажется в чём мать родила, и к счастью, фигура у актрисы окажется много лучше чем, прямо скажем, не очень приятная глазу физиономия), спецэффекты – за гранью трэша, диалогам бы позавидовал и сам Фред Олен Рей, оператор определённо курил бамбук или что покрепче – не во время, а ВМЕСТО съёмок, однако ж... фильм смотрится!

Он НЕ провисает по части действия, и до сих пор любопытно: «а что будет дальше?». Понятно, что это ничто иное как обыкновенная калька с десятка-другого фантастических хорроров made in USA + незабвенный «Индиана Джонс». Но впечатление, несмотря на все свои технические ляпы и недочёты, лента оставляет вполне благостное. Главное – смотрибельность и ни единого зевка от скуки.
... Или во всём виновата ностальгия?

6/10

Обзор впервые был опубликован на сайте www.demonoid.narod.ru за авторством Nekkro (под псевдонимом Crown Vic).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook