45594 320“Cthulhu” (Ктулху) (2007). Расселл Марш уже и думать забыл, кто он и откуда родом. Воспоминания о родных местах прочно похоронены на задворках памяти. Но прошлое неумолимо: телефонный звонок вырывает Марша из его привычной городской жизни, отправляя в крохотный городок на океаническом побережье. Там Расселл вновь видит отца, сестру… И гроб с телом матери. Ее смерть и стала причиной, по которой Марш вернулся туда, куда возвращаться вовсе не хотел. В старый кошмар своего детства и юности, к оставленным с тех пор шрамам – и на руках, и в душе.

Радиосводки, следующие одна за другой: мир – на краю новой, опасной эры. «Мы знали, что ты вернешься», - слова мертвеца в разбитом внедорожнике. Странная процессия людей в черном, шествующая по одному из мостов над бесконечной водой. Встреча с Майком – давним другом и любовником, разбередившая старые раны. Визит к тетушке Джози, ныне содержащейся в психиатрической клинике: «Твоя мать оставила тебе кое-что на случай своей смерти. Оно в особняке. Оно в подвале», - и набор незнакомых слов на незнакомом языке.

Старый черный камень в руках Расселла… Что это? И причем здесь имя древнего божества земноводных – Дагона? Диковатая пара – красавица-блондинка и ее муж-импотент, прикованный к инвалидной коляске: они хотят, чтобы Марш стал отцом их ребенка, и плевать на его гомосексуальность. Отец Расселла, священник, возглавляющий местный культ, не имеющий никакого отношения к христианскому Богу… «В море полно рыбы». Рано или поздно Марш разгадает тайну своего города и своей семьи. И тогда пути назад уже не будет.

«Ктулху» - одного только названия этого фильма достаточно, чтобы верные поклонники Лавкрафта навострили уши и оросили землю ядовитой слюной ярого интереса. А уж когда в дело вступают критики со словами: «Одна из лучших работ, эксплуатирующих литературное наследие автора «Некрономикона» - тут, по идее, должны загореться души каждого второго хоррормана. На IMDB жанр этой ленты заявлен в качестве симбиоза триллера и драмы. Что ж, здесь и вправду есть и то, и другое. Но первую скрипку, конечно, играет хоррор. «Ктулху» - это «Тень над Иннсмаутом», переложенная на современный лад, с налетом артхауса и сколь жестокого, столь и правильного соцкомментария.

Не просто «ужас из глубин» или «космическая демонология», скорее, то, чем могли быть гордоновский «Дагон» и японский «Маребито», сними их человек, воспитанный на фон Триере, ван Сэнте и Оливере Стоуне. Да, фильм фантастически медленный – но он затягивает. Да, экскурс в педерастию, мягко говоря, неприятен – но это искупается мощнейшей игрой главных героев. Да, спецэффекты практически отсутствуют – но какова «картинка»! Уровень съемок достоин Финчера, а не дебютантов от кино. Атмосфера прекрасна, монументальна, целиком строится на умном, прекрасно просчитанном сценарии и внимании к мелочам – слова, мысли и, казалось бы, незначительные детали рождают истинный ужас. Не действие, не мрачные тени и не эксперименты со звуком.

Странноватая и необычная работа, находящаяся вне каких бы то ни было жанровых рамок. Уверен: если бы Лавкрафт жил в наше время и выбрал для себя стезю кинорежиссера – его первым фильмом был бы именно «Ктулху». “As perfect a translation of modern times through the lens of Lovecraft as I have ever seen… Provocative… Challenging… Beautiful…”. Таков один из комментариев. Кратко и в точку.

8,5/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook