Expiration

"Expiration / Rancid" (Срок годности) (2011). Фармацевтическая компания «Гентек» проводит эксперимент, целью которого является выяснить, каковы побочные эффекты их нового лекарства. Вместо лабораторных крыс в нем принимают участие люди, четверо добровольцев, двое из которых пришли сюда только за деньгами, и двое – в надежде исцелиться. Это Уильям Хантер, психопат и алкоголик, в прошлом коп. Джейк Батлер, тихоня-неврастеник, не так давно перенесший операцию по удалению раковой опухоли. Саманта Фокс, миловидная официантка, страдающая от астмы. И, наконец, Доминик Блэк, прикованный к инвалидному креслу после страшной автомобильной аварии. Поначалу – все как обычно. «Ознакомьтесь с условиями, заполните анкеты, сдайте личные вещи». Цена успеха – 250 тысяч долларов каждому из участников эксперимента. Цена провала – собственная жизнь, ведь все они подписались под тем, что принимают на себя любые риски и полностью несут ответственность за происходящее, снимая ее с руководства «Гентек». По словам врачей, Батлер, Фокс, Блэк и Хантер проведут в специальном изоляторе всего три дня. Однако когда они приходят в себя, выясняется, что прошло намного больше времени, более того, все «подопытные кролики» так или иначе… изменились. С шеи Уильяма исчезла татуировка, а с шеи Джейка – шрамы от операции. Доминик вновь обрел возможность ходить, а на теле Саманты будто никогда не было пирсинга. Клиника кажется заброшенной, медики даже и не думают выпускать своих «пациентов» на свободу. Еды нет, воды тоже. Ссора следует за ссорой, испытуемые медленно сходят с ума, но не это их главная проблема. Они – группа Б15. А где-то здесь, в этом же здании, бродят несколько «аномалий» из Б14. И это еще не все. У препарата, который был введен Хантеру и остальным, нет срока годности – однако побочный эффект заключается в том, что срок годности, и очень короткий, появляется у любого, кто принял это лекарство…

Южноафриканский хоррор – явление в жанре достаточно редкое, тем паче – хороший южноафриканский хоррор. Не надо думать, что если фильм из ЮАР, значит, на экране будет черным-черно от потомков и родственников Нельсона Манделы, какой-либо экзотики это тоже не предполагает. Все актеры – белые, а стилистически эта лента балансирует на грани между «больничным хоррором», sci-fi, зомби-фильмом и ситуационной психодрамой из двух составляющих: замкнутое пространство и небольшое число самых разных людей, искусственно поставленных в условия, экстремальные как для психики, так и для тела. Плюс, разумеется, тема генетических и окологенетических экспериментов, нарушающих все существующие законы медицинской и общечеловеческой этики: испытуемые теряют возможность связно мыслить, координировать свои движения, а потом и вовсе начинают гнить. Заживо. Фактически, «Срок годности» делится на две неравные части, каждая из которых хороша по-своему, но при этом огорчит любого, кто ждал малобюджетного ответа «28 дням спустя» и прочим инфекционным хоррорам. Зомби здесь есть, да, но они для сюжета и действия вторичны. Первая треть фильма проводит несколько мощнейших хуков в челюсть, подпитываясь ооооочень нехорошей атмосферой. Достаточно упомянуть эпизод, в ходе которого охранник, проверяя блок Б15, слышит шаги из подвала. И часто используемые «съемки» с камер наблюдения в клинике идут «Сроку…» только на пользу, усиливая и дополняя эффект присутствия, который, клянусь, здесь ощущается не меньше, чем в хорошей компьютерной игре. Вторая треть – это вариация на тему torture porn. Один сходит с ума, пытается убить другого, другой тоже сходит с ума, и вместе они не прочь расправиться с третьим, изрыгая кровавую пену и вопя кто во что горазд. Эта часть фильма получилась удачной за счет «жизненности» и реалистичности. Заслуга сценариста и актеров, я полагаю. Ну а дальше – мрачный зомби-экшен с легкими реверансами в сторону первой «Обители зла» и сбивающим с ног, умным твистом. Вот вам и ЮАР! Мертвяцкий хоррор – да, и еще раз да. Но он совсем не банален, и, ей-богу, если хотя бы в каждом 1000-м по счету фильме на тему ходячих трупов и людоедов-спринтеров была проведена такая же работа над сюжетом, то мир стал бы чуточку лучше. Феноменально хорошая работа, феноменально хорошее впечатление от которой портит только большое количество лишних сцен – увлеклись, переборщили. Впрочем, затянутость вряд ли отпугнет думающего зрителя, а поклонников игры «бей-режь-кусай-беги» здесь и не ждали.
 
8/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook