martyrsb“Martyrs” (Мученицы) (2008). 16 октября 1971 года. В центре индустриальных трущоб и скопища уродливых фабрик найдена окровавленная, обезумевшая девочка по имени Люси. Там ее держали много… дней? месяцев? лет? На конечностях – цепь, перед глазами – полумрак, под задницей – ведро для отправления естественных нужд. Она ничего не говорит. Не хочет или не может. Имена ее мучителей (или мучителя?), их цели, мотивы – загадка, уже покрытая тленом времени. В детском приюте, куда помещают Люси вскоре после ее побега из царства бесконечной боли, немыслимых страданий и унижений, девочка знакомится с Анной, своей ровесницей.

Отныне эти двое – лучшие подруги, у одной из которых, впрочем, до сих пор есть немало секретов. Которыми она не собирается с кем бы то ни было делиться. Есть лишь одно существо, которое знает о Люси ВСЕ. От и до. Это не человек. Чудовище, навещающее девочку еженощно. Не во снах, а в реальности.

С того страшного дня минуло 15 лет. Семья Белфондов. Отец. Мать. Сын. Дочь. Звонок в дверь. На пороге – Люси. В руках в девушки – двустволка. Родители мертвы, стены окрашены в багровый цвет. «Сколько тебе лет, Антуан?» - «Восемнадцать». – «Ты знаешь, что сделали твои родители?». Нет ответа. Диалог окончен третьим по счету убийством. Мари – дочурка – будет четвертой и последней. Лицо той, что лишили жизни еще 15 лет назад, изуродовано кровью, украшено слезами, из горла рвется звериный крик.

Это не было ее последним испытанием. Только началом. Ведь в доме – ее давний спутник, чудовище, на сей перешагнувшее порог ночи, и теперь кромсающее тело Люси опасной бритвой. Или это ее собственные проделки, игры измученного разума? Прибывшая на место событий Анна ошеломлена, сбита с толку. Впрочем, очень скоро дружбе настанет конец. Когда обнаружится, что Габриэль, мать семейства, еще дышит. Чуть-чуть. Из последних сил. И, Анна, понимая, что не желает становиться убийцей, пытается спасти несчастную… Однако смерть все равно настигает женщину – Люси не знает пощады. Как не знает пощады и ее спутник. Спутница. Ведь это девушка.

Чудовищно изуродованная, изрезанная, с переломанными и криво сросшимися костями – но все-таки девушка. Она режет Люси вены. Не поперек, а вдоль – так правильнее. Разбивает ей череп. И не имеет значения, что лучшая подруга не видит никого кроме, собственно, Люси. Потому что конец этой трагедии будет простым и коротким: ножом по горлу. Собственному. Оплакав смерть подруги, и сделав бесполезный звонок матери, Анна, в отчаянии, в прострации, отправится на разведку – кажется, внутренняя архитектура этого дома предполагает немало скрытых полостей… внизу. Фотографии изможденных жертв. Цепи, люки, серые и стерильные коридоры. Наконец, девушка-монстр. Ставшая монстром. Поневоле. Тело изуродовано. Кандалы на руках. Ногах. Голове. Заднице. Промежности.

Креплениями служат собственные кости и кожа несчастной. Сотни шрамов, открытые, незаживающие раны, язвы, струпья. Человеческое существо недостойно таких страданий. Оно не должно жить после этого. Но ЭТА живет. Недолго. До тех пор, пока в доме не объявляется группа людей под руководством старухи по прозвищу Мадемуазель. Они ИЗУЧАЮТ. И очередным объектом их исследования – жизни после смерти, смерти В ПРЕДЕЛАХ жизни – становится Анна. История циклична. Десятые годы 20-го века. Сороковые. Шестидесятые. До бесконечности. Но кажется, у подруги безвременно ушедшей Люси куда больше шансов. ЧТО она увидит, ЧТО она расскажет? Жертва. Мученица. Избранная.

Трансцендентальный садизм, перенесенный на экран и возведенный (или низведенный?) до предела, до своего логического абсолюта. Опыт в унижении, боли, душевной пустоте, безысходности, выживании – за пределами норм, установленных людской моралью и современным обществом. Не ради наслаждения воспаленного мозга, цель иная: познать запределье на примере близких (и дальних) своих. Французы в очередной раз подтверждают бытующее с недавних пор мнение: хоррор родом из этой страны сравнится по болезненности своей и извращенности лишь с наиболее экстремальными японскими и германскими творениями. «Граница», «Кровавая жатва» - это все детские сказки. «Внутри» был близок к тому, чтобы перейти грань того МАКСИМУМА, что принят в кино – пусть даже это кино является экстремальным «ужасом».

Авторы «Мучениц», при наличии куда менее жизненного, но куда более многогранного сюжета пошли еще дальше. ТАКОГО быть не может? Да вы что? Всерьез, или шутить изволите? Это не «Хостел», это эксперимент. Садизм, преследующий высшие цели. Не верите? А ведь только лишь сегодня, 19 марта 2009 года, к пожизненному заключению был приговорен австрийский психопат, 24 года (!!!) державший собственную дочь в подвале семейного особняка, не без помощи которой он семь раз стал отцом. «Признан виновным по всем пунктам обвинения, в числе которых незаконное лишение свободы, многократное изнасилование, инцест, содержание людей в рабстве и убийство по недосмотру». Ни-кто ни-че-го не знал. Не видел. Не слышал. Так вы все еще не верите?

Паскаль Лагьер, в прошлом автор замечательного приведенческого хоррора «Сэнт Анж», снял фильм, о который сломали копья сотни критиков, который полюбили и возненавидели. Что и говорить, огласку «Мученицы» получили неслабую. А огромное количество совершенно противоположных мнений говорит лишь обо одном: фильм этот явно не пустышка.

Он силен как психопатологический «жутик», он силен как драма. НО. Актерская игра почти обезличена, не того уровня, что мы наблюдали в «Границе». Градус жестокости и «мяса» - пусть он и достигает совершенно запредельных вершин, но в блевотности с тем же «Внутри» не сравнится. Однако сама идея великолепна. Ее реализация безукоризненна. Желание (воплощенное в жизнь, пусть и на пленке!) идти до самого конца – достойно похвалы (разумеется, я имею в виду не героев данной ленты, а режиссера). Через невероятную боль – к видениям смерти еще до наступления самой смерти. 

9,5/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook