biri-beni-gozluyor

"Biri beni gozluyor" (Кто-то следит за мной) (1988). Когда-то это был один из лучших отелей в окрестностях, но сейчас здесь пусто: мало у кого возникнет желание провести отпуск в месте, где было совершено двойное убийство. Единственным исключением становится Хульки, неудачливый автор детективов, который вот уже два года не садился за печатную машинку. Его привлекла история о Кадире, местном смотрителе: много лет назад он задушил здесь свою жену и сына, а после этого повесился с сигаретой в зубах. Или Хульки напишет бестселлер, вдохновляясь историей, произошедшей на этом острове, или с ним «все кончено». Именно так он заявляет своей жене, Леман, с которой собирается провести в отеле несколько месяцев. Третий – их маленький сын Уфук. А больше тут никого нет, если не считать рыбака Махмута, который присматривает за отелем. Именно он рассказывает о том, что произошло с семьей Кадира во всех подробностях, включая нюанс с сигаретой. По его словам, убийство пришлось на 15-е число. А 15-го здесь всегда происходит что-то неладное. Не летом, только зимой. Появляется странный ветер, люди начинают сходить с ума, а рыба всплывает кверху брюхом. Якобы это как-то связано с тем, что на месте гостиницы, возведенной со всеми мыслимыми нарушениями строительных норм, когда-то находилась гробница легендарного рыбака и деревенского «святого». Во всем этом предстоит разобраться Хульки, который для чистоты эксперимента выбрал номер по соседству с тем, в котором Кадир расправился с женой и сыном. Одна проблема: этот эксперимент может оказаться слишком «чистым», а давнишние события повторятся в точности до минуты… и сигареты в зубах покойника. Прикинуться повешенным, слегка придушить Леман, почувствовать, каково это – когда твои руки сжимают тонкую женскую шею. Это только начало игры, которую придумал себе Хульки, и над которой он быстро теряет контроль.
 
О, этот чудесный турецкий кинематограф! Я прекрасно помню недоумение любителей боевиков, когда на российских экранах появилась чудесная трэш-поделка Михаила Пореченкова «День Д», являвшаяся то ли римейком, то ли откровенным рип-оффом «Коммандос» с Железным Арни. А вот в Турции такой гениальный ход сценарной мысли считается чем-то в норме вещей: был американский «хит», станет турецким! В результате появлялись «Рэмбо» и «Звездные войны» на османский манер, собиравшие на родине неплохую кассу. «Кто-то следит за мной» - из той же оперы. Только здесь совсем нет мумий с лицами, замотанными туалетной бумагой, пластиковых бластеров и легендарного турецкого кунг-фу. Это не плагиат телевизионного триллера Карпентера, у старины Джона украли только название. Остальное – от кубриковского «Сияния», сами турки так и говорят, ничуть не стесняясь – это, мол, «наше отечественное Шайнинг». Только без призраков и ванн из крови. То ли бюджет не позволил, то ли дело в жанровых предпочтениях жителей этой страны – хоррор как хоррор там никогда не был в фаворе. Поэтому получился стандартный фильм про уединенный остров и стремительно сходящего с ума писателя, решившего работать «по Станиславскому» и слегка с этим переборщившего. Уфук находит окровавленный топор, Леман кажется, что за ней кто-то следит, о нынешнем смотрителе на «материке» никто и знать не знает, а когда он рассказывает страшные истории о прошлом отеля, то безумно хихикает после каждой фразы. От ответа на вопрос о своей собственной семье Махмут неуклюже уходит, и, для завершения, законченности образа, удивляется: «Зачем было душить, когда можно было просто зарубить?». Да, все ясно и понятно с самого начала, но справедливости ради надо сказать, что, как и «Рэмбо по-турецки», этот фильм не является чистой калькой с оригинала, позаимствована лишь общая идея. Снято и сыграно прилично – если сравнивать с недорогими американскими «жутиками» на ту же тему, а не с «Тайным окном». Темп выдержан неплохой, и обошлось без мелодрам. А абсолютно пустая гостиница с темными провалами окон и мрачными коридорами, на абсолютно пустом острове, к которому приближается шторм, выглядит не хуже своих более северных аналогов. Словом, если не цепляться к тому, что это малобюджетное повторение пройденного, да еще от мало кому известных кинодеятелей, да еще из страны, где почти любой вид современного искусства автоматом получает приставку «трэш», то придется резюмировать, что фильм можно воспринимать не только как забавный экзотический мусор. Все штампы в наличии, все стандарты соблюдены. Иногда это к лучшему.
 
6,5/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook