407575 original"Ne te retourne pas" (Не оглядывайся) (2009). Жанна – писательница, новая книга которой терпит крах. Издатель ставит на ее автобиографическом романе крест, считая, что история, и без того лишенная стройного, продуманного сюжета, перенасыщена ненужными деталями. Он не понимает, что главная цель этой книги заключалась в том, чтобы ВСПОМНИТЬ. Все, что было до той аварии, в которую Жанна попала в возрасте восьми лет, аварии, которая отняла у нее память и оставила отметины в виде страшных шрамов. Жанна уверена в том, что ей необходимо вновь пережить свое детство, - тогда, возможно, его получится вернуть.

И оно возвращается, переворачивая ее мир с ног на голову. Тот день, когда состоялся разговор в издательстве, стал роковым, своего рода точкой невозврата. Мир счастливой жены и матери двоих детей начинает рушиться – в буквальном смысле. Во время просмотра одной из записей с любительской видеокамеры, на которую ее муж, Тео, периодически, забавы ради, записывает семейные ужины, Жанне кажется, что обеденный стол стоит… как-то не так. Переставили? Кто и зачем? Дальше – больше. Она не узнает собственную квартиру, ее близкие претерпевают странные метаморфозы.

Родинка на шее сына перескакивает с левой стороны на правую, один из его привычно черных глаз меняет цвет на голубой, и не только цвет, но и форму. То же самое происходит с глазами мужа. На домашних видеозаписях ужин готовит совершенно другая женщина, ее фотографии украшают стены в спальне. Проходит еще несколько дней, и дочка, Леа, сын, Джереми, - они становятся совсем другими. Другие лица, глаза, волосы. Квартира меняет цвет стен и планировку. Шрама на ноге больше нет, в зеркале – чужое отражение. Что происходит? Она сходит с ума, или сходит с ума мир вокруг нее? А может, просто рушится искусственная вселенная? На осколках которой она получит новую жизнь – и одновременно с этим умрет.

Бойтесь своих желаний! Потому что они могут сбыться и разрушить все то, что вы так тщательно созидали. Как это произошло с Жанной. Голландская экспериментаторша от кино, «свободно мыслящая» (слишком свободно!) «творческая личность» (слишком творческая!), женщина-режиссер Марина де Ван неожиданно для себя и окружающих сняла прямолинейно-мощную психопатологическую драму с едва уловимым, - подобно железобетонной плите, - налетом артхаусного «ужаса» и извращенной линчевской мистики.

Безусловно, найдутся личности, которые, рассказывая об этой ленте, в сотый раз упомянут «Малхолланд Драйв», не обойдется и без тех, кто ткнет в экран своим тоненьким хипстерским пальчиком, и промолвит: «Видите, видите, и здесь, и здесь Марина развивает тему телесных модификаций, и здесь она одержима сугубо телесным безумием!» Сущая правда – первый полнометражный «эпик» этой странной женщины представлял собой арт-хоррор, главной героиней которого была женщина, получающая удовольствие от самоистязаний и само-, понимаете ли, -разделывания на куски. Сущая правда за номером два – на чисто физиологические метаморфозы здесь тратится немало времени, да и шрамы на теле Жанны «как бы намекают»… Иногда – слишком навязчиво. Но все же фильм не об этом.

Если «В моей коже» был типичным артхаусом, то есть чем-то очень-очень претенциозным и непонятно зачем снятым, то «Не оглядывайся» - фильм для мисс де Ван поразительно простой и понятный. Он о потере и поисках себя, о воспоминаниях, без которых счастливый мир неполон, но вместе с которыми – он руины. Словом, и идея, и посыл лежат на поверхности. А как подано? А подано вкусно! И чисто визуально, и с точки зрения сюжета, и главное – в плане актерской игры. Софи Марсо + Моника Белуччи в одном фильме. Это же мечта! А тут – еще и психопатологическая.

Кто-то найдет в этой работе и Кафку, и Линча, и Полански, и бог знает кого еще. Я же нашел сильную (и визуально, и психологически) мистическую драму, решительно ни на что не похожую, обыгрывающую тему раздвоения личности весьма неординарно и со вкусом. Можно лишь попрекнуть француженку в излишней зацикленности на «телесном» (ужасные шрамы, отвратительные пузыри на руках, пигментные пятна, грим, благодаря которому красавица Марсо и красавица Белуччи превращаются в странных «гибридов») и некоторой затянутости фильма; но это на общем – хорошем – фоне простительно.

7/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook