408294 original"La nuit des traquees" (Ночь гонимых) (1980). Темной дождливой ночью на пустынной дороге Роберт встречает белокурую незнакомку, из одежды на которой – лишь ночная рубашка. Девушка толком не может ответить ни на один из его вопросов, говорит лишь, что ее зовут Элизабет, и просит молодого человека увезти ее отсюда: «Не дайте им снова меня схватить». От кого она скрывается, кого так боится, Элизабет и сама не знает, знаешь лишь, что ей надо бежать, чем дальше, чем лучше.

Роберт усаживает ее к себе в машину и двигается домой, в Париж. Ни один, ни другая не замечают того, что в кустах близ шоссе прячется еще одна девушка, полностью обнаженная, и тихонько, почти шепотом зовущая Элизабет по имени… Что касается самой Лиз, то она рада бы выйти у ближайшей остановки автобуса, но… Несчастная вновь забывает, как ее зовут, забывает то, что Роберт подобрал ее на дороге. Постоянные провалы в памяти, воспоминания держатся не дольше 10-20 минут. Она живет только настоящим – в самом буквальном смысле.

Всю ночь эти двое занимаются любовью, а на утро он уходит; и вместо него появляется Фрэнсис, утверждающий, что он – лечащий врач Элизабет, и его ассистентка Соланж. «Вы живете на 30-м этаже, квартира 35, вашу соседку зовут Катрин», - с этими словами медики препровождают девушку, уже не помнящую, что она провела ночь у Роберта (и где это вообще было?), туда, откуда она сбежала. Клиника называется «Черная башня», и все ее пациенты – такие же как Элизабет, страдающие от регулярной потери памяти.

С таким положением дел не согласен Роберт, который влюбился в Лиз с первого взгляда – он пытается вызволить ее из этой странной лечебницы. А сама Элизабет, после того, как Катрин совершает самоубийство, вместе с Вероникой пытается совершить из клиники побег, уверенная в том, что Фрэнсис и его помощники убивают пациентов – или пленников? – «Башни». Тем более что люди, потерявшие связь с реальностью, действительно умирают один за другим и одна за другой…

«Здесь обед разносят по комнатам, как в отеле? – Как в тюрьме». Поначалу (и почти до самого конца) сложно сказать, что это за бездушное здание из стекла и бетона (будто офис, но для душевнобольных), почему именно тут оказались «люди одного дня», и какие цели преследует их лечащий врач. Это примерно то же самое, что описать тварь из ночного кошмара и разложить по полочкам «сюжет» недавнего сна. А именно визуализацией странных видений, из тех, что посещают людей ночью, и является «Ночь гонимых», одна из лучших работ в достаточно богатой фильмографии французского поэта смерти Жана Роллена.

Ее можно поставить в один ряд с «Гроздьями смерти», «Живой мертвой девушкой» и «Железной розой», причем стилистически она ближе именно к «Розе». Те же три ключевых слова, «тэга», если хотите ;-). «Поэзия», «сны» и «смерть». А еще фильм в чем-то схож с ранними работами Кроненберга, только без физиологически мерзопакостных подробностей, хотя жестокости Жан никогда не чурался. Болезнь Элизабет и ей подобных интересна и страшна сама по себе, даже если воспринимать «зачем бежать, куда идти, к кому?» как чистую аллегорию.

Вся ваша жизнь, все, что вы узнали, все, чему научились, все это теряется, исчезает за считанные минуты. Это намного жутче любой мутации, не так ли? Без прошлого нет настоящего, а без настоящего не будет и будущего. Таким образом, героев этой ленты вполне можно назвать ходячими мертвецами, которым лишь прикосновения друг к другу и секс дарят ощущение того, что они еще здесь, в мире живых, и живы сами. Роллен успешно играет и на великом многообразии страхов современного человека, - кажется, что он «разместил» клинику в огромном, совершенно «стерильном» офисном здании не просто так.

Страх одиночества и разобщенности посреди толпы, страх контроля и наблюдения извне, страх новых технологий (эко-тема, знакомая нам по «Гроздьям смерти», внезапно оживает в финале, где кратко и логично объясняется, в чем на самом деле была причина болезни Лиз). К сюжету не стоит цепляться, ведь фильм сюрреалистичен, он – ночной кошмар, ода жизни, которой рано или поздно все равно придется столкнуться со смертью, метафорическое отображение реальности, балансирующей на грани явного и выдуманного.

Ну а зная, хотя бы приблизительно, чем знаменит Роллен помимо поэтических ноток, которые он вносит в каждый свой хоррор, не стоит удивляться и мощнейшей дозе красивого, без кавычек, но не всегда мотивированного эротизма. Много секса – но убийств еще больше. Что касается атмосферы, то если вы ищете кафкианство в хорроре (а, вернее говоря, его «артхаусном» ответвлении), ваши поиски окончены.

10/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook