Beast from 20000 Fathoms poster"The Beast from 20 000 Fathoms" (Чудовище с глубины 20 000 морских саженей) (1953). Силами американских учёных стартует очередной проект, названный кратко и просто: «Эксперимент». Место проведения: Арктика, цель проведения: ядерный взрыв. Намеченное претворяется в жизнь, и снег со льдом рушатся куботоннами.

Профессор Том Несбитт и его коллега Джордж Ричи отправляются ближе к поражённой территории, чтобы провести замеры, как вдруг один из них слышит пугающие и... живые звуки. А затем производителя оных, чудовищного зверя, напоминающего давно вымерших динозавров.

От испуга Ричи падает в ледяную воронку, а пришедший ему на помощь Несбитт не в силах спасти друга и коллегу – монстр провоцирует снежное обрушение, и Джордж заживо погребён. Навсегда. Несбитт же приходит себя уже в Нью-Йоркском госпитале, где его росказням о вернувшемся из доисторических времён чудовище не верит ровным счётом никто.

Ни военные. Ни учёные. Ни врачи. Ни Торгуд Элсон, именитый палеонтолог, к которому первым делом обратился Том, обнаружив в первой же прочитанной им газете заметку о потопленном траулере: единственный оставшийся в живых моряк свидетельствовал о том, что виновником трагедии стал огромный динозавр.

Или, если быть точным, Редозаурус, вымерший сто миллионов лет назад. Такое предположение делает ассистентка Элсона, очаровательная Ли Хантер – невероятное предположение, но – среди сотен других изображений доисторических хищников, выбор Тома пал именно на это существо. Опознаёт монстра и чудом выживший капитан траулера. Теперь у Несбитта в его «выдумках» есть верный союзник - мисс Хантер. А вскоре и сам Элсон.

Пробуждённая к жизни тварь тем временем шествует на юг, не выказывая особого уважения к человеческим жизням и частной собственности. Побережье Массачусетса, на очереди – Нью-Йорк! Почему Нью-Йорк? А потому, что именно в этих краях (когда никаких Соединённых Штатов ещё не было, да и человечества, как такового, тоже) проживали плотоядные четырнадцатиэтажные бестии.

Гибнет Элсон. Это одна смерть, а впереди – тысячи. Ведь редозаурус смертельно болен: но естественная смерть придёт нескоро, а заразой он готов поделиться хоть сейчас.

Классика Sci-Fi и хоррора середины прошлого века, до сих пор собирающая восторженные рецензии. Фильм действительно крепкий. Всей съёмочной группе хочется сказать: "молодцы". Да вот беда – спецэффекты для той поры, конечно же, были не просто «на уровне», а в буквальном смысле фантастическими. Увы, сейчас нападение динозавра на траулер и его бодрая поступь по улицам Нью-Йорка выглядят несколько комично. Сразу вспоминается незабвенный Годзилла.

Хотя сама «кукла» хороша, очень хороша! – особенно в части «физиономии». Думается, что современные creature feature-хорроры недалеко ушли от «Чудовища» по части живописания подвигов разного рода монстров и их облика.

Но вот беда: недавно мною отсмотренный и также далеко немолодой хоррор («Они!» 1954 года) выигрывает у «Чудовища» по всем параметрам. И в плане спецэффектов, и в плане саспенса, которого здесь попросту нет, и в плане атмосферы, которая здесь также отсутствует, и в плане экшена (вторая и, с позволения сказать, «наибольшая» треть фильма посвящена диалогам)...

Разве что по части масштабности съёмок обозреваемая лента выходит (далёко) вперёд. Говоря откровенно – «Чудовище» есть за что похвалить, но... Не впечатлило. Это с одной стороны. С другой, я всё-таки понимаю, отчего эта работа заслужила культовый статус и превратилась в классику хоррора.

5/10

Обзор впервые был опубликован на сайте www.demonoid.narod.ru за авторством Nekkro (под псевдонимом Crown Vic).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook