399297 original"Tesis" (Дипломная работа / 16mm) (1996). Анхела – студентка факультета киноведения мадридского университета, и ее дипломная работа посвящена аудиовизуальному насилию. Не сказать, что девушку влечет все, что связано с жестокостью, запечатленной в целлулоиде, наоборот, визуальные ужасы ей противны, однако это, на взгляд Анхелы, хороший предмет для вдумчивого исследования. Не хватает главного: фактуры. Поэтому она обращается за помощью сразу к двум людям – своему научному руководителю, профессору Фигероа, и однокурснику по имени Чема, который прославился тем, что якобы собирает коллекцию «запретных» фильмов.

Оба соглашаются помочь Анхеле. Первый отправляется в киноархив, чтобы найти там видеозаписи в стиле «снафф», т.е. с реальными убийствами, где изуродованные тела и лица, кровь и кишки – настоящие, а не работа гримеров. Второй приглашает девушку к себе домой, чтобы показать ей парочку фильмов в том же стиле. Но настоящий кошмар начинается, когда Анхела обнаруживает профессора мертвым в одном из видеозалов – по всей видимости, сердечный приступ отправил старика на тот свет в ходе просмотра записи, найденной им в архиве.

Не особо думая о последствиях, студентка забирает кассету с собой, чтобы сначала посмотреть фильм в одиночестве, а потом в компании с Чемой. Кино и правда «интересное». В течение нескольких минут человек в маске избивает девушку, затем стреляет ей в голову, вышибая мозги, а потом распиливает тело на части при помощи бензопилы. И это не «фейк». Хотя бы потому, что студенты сразу же узнают жертву.

Это Ванесса Ромеро, девушка, которая училась на том же факультете, что и Анхела с Чемой, и пропала два года назад. В ходе просмотра записи любитель снаффа понимает, что часть эпизодов просто «вырвана» путем топорного монтажа. Почему? Наверное, потому что Ванесса знала своего убийцу и произнесла его имя. И тут на сцене появляется Боско, однокурсник Анхелы и бывший любовник Ванессы, не расстающийся с камерой. Точно такой же, на которую было записано убийство юной Ромеро. Sony, XT, формат Hi-8. Но не слишком ли все очевидно?

Первый полнометражный фильм замечательного чилийского режиссера Алехандро Аменабара, позже снявшего «Других» с Николь Кидман и мистическую драму «Открой глаза», на которую Голливуд немедля ответил римейком. Эта работа, в отличие от его более поздних лент, - чистый хоррор. Ну ОК, с примесью триллера, но без всякой мистики и, тем более, (не)научной фантастики. Центральная тема – а) снафф (все помнят «Восемь миллиметров»?), б) убийства, совершаемые неким маньяком в стенах университета, где учится главная героиня.

Уже тогда, в 1996-м, Алехандро показал себя талантливым кинематографистом, подобрав на главные роли (да и на второстепенные тоже) прекрасных актеров, придав им «жизни», нарисовав вокруг них замечательно-детективный сюжет с множеством «неизвестных». Задав жару с самого начала, и, несмотря на двухчасовой хронометраж, обойдясь без «избытков пленки». Если этот фильм и стоит сократить, то максимум на 10-15 минут, а не на сорок, как это часто бывает с 120-минутными хоррорами, которые длятся целую вечность, в ходе которой вас поджаривают на сковородке под названием Скука.

Намеков более чем достаточно, и они щедро раздаются почти с первых же минут – например, когда Фигероа идет в архив, охранник сообщает ему, что там уже находится коллега профессора, большой любитель копаться в архивах с «запретным» и редким видео. Есть и просто забавные находки: например, «переглядки» Анхелы и Чемы в столовой, когда у одного в наушниках играет «классика», а у другой – «металл». И все бы хорошо, но Аменабара сильно подвела собственная наивность и то, что на тот момент снафф еще не превратился из «страшной городской легенды» в чистый, простите, «фуфел».

Поэтому сцены, в ходе которых Анхела, прикрывая ладошкой рот, изумленно, в отвращении шепчет: «Какой ужас!», смотря фильм под названием «Свежая кровь», где демонстрируется трепанация черепа, расстрел боевиков и казнь военнопленных, заставят улыбнуться даже тонко чувствующего эльфа. А вот что хорошо, так это то, что убийство Ванессы показывают только обрывками (и то, лишь потом, а поначалу в ход идет звук и округлившиеся глаза главной героини). Да, так эффектнее.

Во многом фильм, конечно, сырой, но уже чувствуется, что Аменабар – не просто «еще один испаноязычный режиссер». И если не обращать внимания на «снаффовую беззубость», то из «Дипломной работы» получился крепкий триллер тире «маньячный» хоррор с замечательной игрой Аны Торрент и Эдуардо Норьеги («Открой глаза»), прекрасно проработанным сценарием, парочкой хлестких (но ожидаемых) твистов, наконец, цинично-жестокой моралью. Умное и напряженное кино, совсем не похожее на «Хостел». Но и на «Других» - тоже совсем непохожее. Отдельной строкой упомяну финал: за такой соцкомментарий хочется пожать Алехандро руку.

7,5/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook