398680 original"Abre los ojos / Open Your Eyes" (Открой глаза) (1997). Сезар – 24-летний повеса, которому от родителей, погибших 15 лет назад, досталась в наследство сеть ресторанов, и который никогда не задумывался о дне завтрашнем, как, впрочем, и о дне вчерашнем или сегодняшнем. Своих партнеров он считает кровопийцами, бизнес – обузой, а девушек – предметом одноразового использования. Он и меняет их раз за разом, задерживаясь в чужой постели максимум на одну ночь. Ни с одной из них из-за этого у него никогда не возникало проблем. До тех пор, пока он не встретил Нурию и Софи, и до тех пор, пока не настал день его 25-летия.

Нурия, которую Сезар уже внес в список «бывших», заявилась на вечеринку без приглашения, устроив небольшую сцену ревности, в то время как юный повеса вовсю флиртовал с Софи, девушкой своего лучшего друга. С ней он в результате и оказался наедине, чуть позже, уже в ее квартире. Нет, ничего такого не было. Только невинный поцелуй с намеком на будущее. Но Нурия об этом не знала и знать не могла. Она встретила Сезара, когда он вышел из дома Софи, и предложила отправиться к ней – устроить своего рода «секс на прощание».

Со словами «Ты веришь в Бога?» девушка утапливает педаль газа в пол, и когда настает время вписаться в крутой поворот, этого не делает… Ее маленький автомобильчик слетает с обрыва и превращается в груду металлолома, на всей скорости врезавшись в стену. Нурия мертва. А вот Сезар выжил. Но вчерашний красавчик теперь редкостный урод – в аварии, осколками стекла и покореженным металлом, ему страшно изуродовало лицо. Три недели в коме. Утрачена не только часть кожи, но и мышц, поврежден череп. Несколько операций, но он все еще вынужден прятать свое новое лицо за маской, лицевым протезом, которым специально для него изготовили врачи.

Стоп. На самом деле все было не так. На следующий день Сезар встречается с Софи в парке. Он красив, как и прежде. А история с Нурией оказалась страшным сном. Нет. Вот эта идиллия – и есть сон. На самом деле Сезар действительно попал в ДТП. Через некоторое время ему все же вернули прежний облик. А он вернул Софи. Но как получилось так, что она внезапно обернулась Нурией? Как он очутился в психиатрической клинике, почему ему светит приличный срок за убийство? И причем здесь криогеника?

До него был детективный хоррор на тему снафф-фильмов («Дипломная работа»), а после него – современная классика жанра, «Другие». Сняв три этих ленты, талантливейший чилиец Алехандро Аменабар завязал с ужасами и мистикой. Надеюсь, что не навсегда. «Открой глаза» стал его вторым фильмом, который он снял, когда ему было столько же лет, сколько главному герою. «Выхлоп» получился настолько мощным, что через пару лет в Голливуде сбацали (другого слова и не найти) римейк с Томом Крузом, сменившим Эдуардо Норьегу, и все с той же Пенелопой Круз («Софи»), под названием «Ванильное небо».

За что следует похвалить американцев, так это за то, что именно благодаря римейку многие узнали о существовании фильма Аменабара, и некоторые – посмотрели его. Никакого сравнения новая версия со старой, конечно, не выдерживает. «Открой глаза», в отличие от «Других», если и имеет какое-то отношение к хоррору, то лишь опосредованное. Эта лента, с точки зрения жанрового позиционирования, ближе к психологическому триллеру, фантастике, драме и мистике. Одновременно. Четыре в одном. Плюс… тут можно было бы упомянуть «Малхолланд Драйв» и «Матрицу», но они появились на свет позже (!).

Поначалу фильм кажется мелодрамой, потом – чем-то совсем другим, и еще раз, и еще. Ближе к финалу в мозгу зрителя случается форменный коллапс, когда уже вообще не знаешь, чего ожидать, и что же происходит на экране, эдакий сценарный danse macabre. И, вуаля, в самом конце Аменабар все раскладывает по полочкам. Никакой необъясненной мистики в духе Линча, который, пожалуй, и сам не всегда знает, о чем его фильмы. Сценарий сложен, многогранен и многослоен, но в нем нет лишнего, ненужного и напускного. А сама концепция (сна и реальности, виртуальной реальности, если хотите) и ее реализация – выше всяческих похвал.

Эта работа остается в памяти не только целиком, завершенным проектом авторства настоящего творца, но и по кусочкам. Сцена в парке, где Софи изображает мима. Сцена в клубе, где Сезар надевает маску на затылок, становясь в буквальном смысле двуликим. Целый океан аллегорий, яркий символизм. Ну и, конечно, главное – это никем до сей поры не отработанная идея. ТАК не отработанная. О снах, что могут становиться реальностью по вашему велению. Но самый чудесный сон может стать кошмаром. «Вы можете объяснить людям на улице, что лицо не важно, что красота внутри?». Жаль, что многим никто не смог и не сможет объяснить, что собственные жизни они калечат только сами.

Поначалу «Открой глаза» создает впечатление ленты, авторы которой не очень хорошо представляют, как связать одно с другим, распутать ими же созданный, хитро сплетенный клубок массы сюжетных наслоений. Потом несколько утомляет, кажется скучной. Но финальные полчаса превращают этот фильм в одно из самых неординарных явлений в современном кинематографе. Мало просто новизны и прекрасных актерских работ. Он увлекает, заставляет думать, удивляет... и даже ранит.

10/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook