513769 original“The Signal” (Сигнал) (2014). Ник и его закадычный друг Джона отправляются в путешествие через несколько штатов, чтобы перевезти девушку Ника, Хэйли, в Калифорнию, где она успешно поступила в местный университет. Но по пути они решают сделать приличный крюк, километров примерно на 200-300, чтобы навестить одного парня, скрывающегося под псевдонимом «Номад». Это известный хакер, который взломал и уничтожил важнейшие серверы Массачусетского технологического института, где учится гений-математик Ник.

Он и Джона успешно вычисляют местонахождение талантливого пакостника – это где-то посреди невадской пустыни. Локатор указывает на одинокий полузаброшенный дом, стоящий вдали от единственного на округу шоссе. Там никого нет, царит полное запустение. Может, в подвале есть… кто-то или что-то? Но обследовать его друзья не успевают – из машины, в которой они оставили Хэйли, доносится страшный крик. Проходит буквально несколько секунд, Ник с Джона выскакивают из хибары, но девушки и след простыл. Двери открыты, радио сходит с ума, меняя частоты с невероятной скоростью.

После этого зажигаются яркие огни, и оба теряют сознание. Ник приходит в себя в каком-то подобии больницы. Стерильно белые коридоры, такие же палаты, только «врачи» здесь все как один в костюмах химзащиты. Главный из них представляется доктором Уоллесом Дэймоном и задает Нику странные вопросы, день за днем. Нику, который теперь прикован к инвалидному креслу. Джона где-то рядом, хотя Дэймон утверждает, что его в «больнице» нет, а Хэйли находится в состоянии, близком к тому, что называют комой. По словам Уоллеса, покинуть этот комплекс помещенные сюда пациенты не могут: есть подозрение, что у них был контакт с ВБО – внеземным биологическим объектом, и теперь они заражены инопланетным вирусом.

На часах всегда 12:30, Ник обнаруживает в себе потрясающие физические способности, дарованные ему теми, кто… заменил искалеченные ноги парня на механические. А Дэймон все продолжает спрашивать: «Вы можете сказать мне, когда впервые услышали Сигнал?». Мозг Ника занят только одним – найти отсюда выход, сбежать вместе со своей любимой. Но что они найдут там, откуда их забрали?

Фильм, который многие называют прорывом в научной фантастике, и который почему-то считается низкобюджетным. Но стоп, с каких это пор четыре миллиона долларов получили приставку «микро-»? Хорошие ленты, вне зависимости от жанра, десятки, даже сотни режиссеров, которым не требуются кинозвезды класса «А» и спецэффекты уровня Майкла Бэя, снимают и за 100, и за 500 тысяч в той же валюте. А то и вовсе обходясь подручными средствами. «Сигнал» (не путать с австралийской антологией 2007 года) сравнивают с «Луной», другими представителями околоэкспериментального sci-fi, что, на мой взгляд, неверно.

Более верны аналогии с «Кубом» (причем не только первой его частью) – раз, и артхаусной полуфантастикой-полухоррором – два. Примеры: «По ту сторону черной радуги» или «Тайна подземелья». Есть и легкое (но очень заметное) заигрывание с темой телесных модификаций. Не «Тэцуо», но все же. Снято хорошо. Нет, не так – снято отлично! Что неудивительно с учетом достаточного неплохого бюджета и опыта режиссера-дебютанта, который много лет до этого работал оператором. Минималистичный эмбиент – нечто среднее между Карпентером и Kraftwerk – в качестве постоянного музыкального фона прекрасно уживается с эффектным визуальным рядом. Это не Сингх и не упомянутая выше «Черная радуга», растащить «Сигнал» на кадры, каждый из которых можно распечатать и повесить на стену в рамочке, желания не возникает, речь скорее о восприятии «картинки» в целом.

Происходящее делится четко на три части. Первая – знакомство с Ником, Хэйли и Джоной, путешествие к логову Номада, вторая – полная неизвестность, запертая в белоснежных стенах клиники, которая клиникой не является, третья – бегство и финал. Темп сначала быстрый, потом замедляется до похоронного, следом – опять взрыв, почище первого. Долгое время мало что понятно. Да что там – мало что понятно почти до самого конца. Кто такой Дэймон на самом деле? Был ли и правда контакт с инопланетянами? Их ли рук дело «новые руки» Джоны и «новые ноги» Ника? Та Невада, куда вернулись возлюбленные, - она существует на самом деле, или это уже другой, чуждый мир?

Часть ответов на эти вопросы обязательно возникают в голове у зрителя задолго до кульминации. Если этот зритель любит думать и догадываться. Однако кое-что остается за кадром и вне текста сценарного плана. Что приятно, «Сигнал» не из тех «(за)умных» фильмов, которые кажутся умнее, чем есть на самом деле. У его создателей была вполне внятная идея, и с ее реализацией они отлично справились. А Лоренс Фишберн просто прекрасен в роли Уоллеса Дэймона. Отличное инди-кино. Хорошо продуманное, многослойное, дьявольски красивое. Сначала интригует, позже немного разочаровывает, еще позже – приковывает к экрану намертво, в конце – сносит голову и челюсть одним мощным ударом. Недостатков – множество, но я просто не хочу о них говорить. Тот случай, когда даже самые важные из них не имеют значения.

8/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook