518308 original“Phase IV” (Четвертая фаза) (1974). В одном из глухих уголков аризонской пустыни странную активность развили, казалось бы, ничем не примечательные муравьи. Внимание ученого мира было сконцентрировано на других, более актуальных проблемах, и к тому, что осталось от городка под гордым названием «Парадайз-сити», отправился только британский ученый-биолог Эрнест Хаббз, к которому присоединился молодой Джеймс Леско, уже не первый год работающий над расшифровкой «языка» животных и насекомых.

«Город-рай» почти пуст, только на приличном отдалении друг от друга виднеются остовы недостроенных домов, да еще несколько строений, совсем недавно бывших жилыми. Местные жители в спешном порядке разъехались кто куда, остались только Элдриджи: двое стариков и их внучка Кендра. Странностей более чем достаточно. Богомолы и жуки, те, кто обычно употребляли муравьев в пищу, попросту исчезли, а рядом с «Парадайзом» возникло семь странных конструкций, напоминающих небольшие башни, и возвели их никто иные как крохотные и вроде бы совершенно безобидные труженики, которых мы обычно даже и не замечаем под собственными ногами.

В теле мертвой овцы, обнаруженной в поле рядом с городом, Хаббз находит три аккуратных отверстия в теле, те же самые дырочки – в трупе одного из людей. В первую же ночь после прибытия ученых, установивших полностью автономную и закрытую для внешнего мира лабораторию, сходит с ума конь Элдриджей, затем погибают оба старика, и чудом в живых остается Кендра. Эрнест рушит «башни», но ответом на это становится уничтожение генераторов и подрыв его «Джипа», а через некоторое время осколки муравьиных небоскребов их создатели разворачивают таким образом, чтобы они отражали солнечные лучи – температура растет с каждым часом, и на территории рядом с полевой станцией становится трудно дышать из-за невыносимой жары…

А муравьи проникают в компьютеры Хаббза и Леско, ставя под угрозу не только их эксперименты, но и их жизни.

Единственный полнометражный фильм Сола Басса, прославившегося своей работой над дизайном титров к множеству фильмов, включая такие как «Психо» и «На север через северо-запад». Начинается он довольно странным образом, заставляя гадать зрителя, что именно он смотрит: документальную ленту из «мира животных», хоррор или диковатый артхаус. Почти восемь первых минут – это макросъемка муравьев, причем снято все это не только искусно, но и пугающе, а многие из тех, кого в дрожь приводит один только вид увеличенных насекомых и прочих «восьмилапых друзей человека», немедленно отправятся в обморок или за 40-градусным «успокоительным».

Не меньше впечатляют кадры с прибытием в Парадайз-сити «Джипа» с Хаббзом и Леско на борту. Идеальная апокалиптическая зарисовка. Пустыня, внедорожник, взмывающий облака пыли, ни единой живой души, брошенные дома и скелеты тех милых коттеджей, где должен был бы звучать детский смех, но вместо него – тишина и шум ветра. После этого начинаются тяжелые будни в лаборатории, на фоне гибели единственных в округе людей, испепеляющей жары, безумия, которое овладевает Эрнестом, подцепившим жуткую лихорадку, отсутствия любой помощи извне. Эти трое останутся здесь до самого конца, каким бы он ни был. А будет он, скорее всего, далеким от того, что называют «хэппи-эндом».

Не знаю и не понимаю, каким образом Бассу, никогда до этого и никогда после этого не блиставшего в режиссуре, удалось снять один из наиболее ярких, атмосферных и страшных научно-фантастических хорроров, который мог бы сделать честь многим эко-ужасам с бюджетом в 10 раз выше и со спецэффектами в 10 раз лучше. Ощущение полной изоляции, страха, смерти, ждущей за пределами лаборатории, что дышит на ладан, переданы блестяще, а понимание, что эксперимент проводят не люди, приходит слишком поздно. И если «первая фаза» - это «проникновение», а третья – «уничтожение», то какой же будет четвертая? Кстати, именно с этим связан один хитрый трюк с титрами – название фильма появляется на экране только в самом конце.

Жуткое в хорошем смысле зрелище, где масса диалогов – достоинство, а не недостаток, где недосказанность пугает, где актеры играют почти на «Оскара», где драма переплетается с триллером и Sci-Fi, не мешая хоррору быть хоррором, и где логика – это логика, а не ее пластилиновый заменитель. Не говоря уже о фантастических съемках в Кении и фантастической работы с теми, кто в ролях не указан за неимением имен и фамилий. Если бы я мог поставить Бассу памятник за «Четвертую фазу», я бы сделал это.

10/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook