529743 original“Sleepy Hollow” (Сонная лощина) (1999). Нью-йоркский констебль Икабод Крейн, убежденный атеист, презирающий суеверия и использующий в своей работе самые прогрессивные (с технической точки зрения) методы, получает от бургомистра, которому уже прилично надоел своими предложениями и выходками, новое задание. Отправиться в Сонную Лощину, небольшую деревушку, населенную потомками голландских переселенцев, и раскрыть дело, касающееся обезглавливаний – уже три человека в буквальном смысле лишились своих голов: зажиточный фермер и землевладелец Питер Ван Гаррет, его сын Дирк и вдова Эмили Уиншип! Недолго думая, Крейн соглашается.

Сонная Лощина на деле оказывается поселением из десятка-другого домов, окруженных темным мрачным лесом, а старейшины все как один боятся мифического Всадника без головы, который, как они считают, и убивает местных. По их словам, при жизни этот монстр был одним из гессенских кавалеристов, и сражался он в ходе Войны за независимость США против местных, рубя головы направо и налево – именно это было его любимым видом расправы с врагами. Гессенец был не только хорош в бою, но и абсолютно безумен, он буквально упивался своей жестокостью и получал удовольствие при виде чужой крови.

Для того чтобы наводить еще больший ужас на противников, он заточил себе зубы на манер клыков, после чего стал похож на адское создание куда больше, чем на простого человека. Но всему приходит конец, пришел конец и наемнику: на него открыли настоящую охоту, и он бы скрылся, кабы не две девочки-близняшки. Безумцу отрубили голову и похоронили в лесу, куда теперь никто не старается заходить без лишней надобности. И вот он вернулся. Крейн воспринимает эту историю как милую деревенскую легенду, но ему в нее все-таки придется поверить в тот день, когда он столкнется с Всадником без головы… лицом к лицу, если так можно сказать. И тогда возникнет другой вопрос: действует ли призрак сам по себе, преследуя свои цели, или им управляет кто-то из жителей Сонной Лощины?

Экранизация знаменитой новеллы Вашингтона Ирвинга, Тим Бертон в качестве режиссера, Джонни Депп в главной роли и бюджет, равный ста миллионам долларов. Должна была получиться настоящая бомба, и она правда рванула в 1999-м, надолго оставив эту версию «Сонной лощины» в списке лучших готических фильмов конца 20-го века. Да и как могла не рвануть, если за дело принимаются такие люди, а ассистируют им Кристофер Ли, Кристина Риччи, Кристофер Уокен, Мартин Ландау и Каспер Ван Дин (это если речь об актерах), а также композитор Дэнни Эльфман. Сценарий же писал гуру спецэффектов Кевин Ягер, исполнительным продюсером выступил Фрэнсис Форд Коппола.

В результате мы имеем убедительную графику (особенно в этом плане впечатляет появление Всадника из дьявольского дерева), роскошные павильонные съемки и не менее роскошные съемки «на натуре» в Великобритании, вовсе не детский уровень жестокости (головы летят направо и налево, и камера вовсе не стесняется показывать результат обезглавливания, есть и сцена, в ходе которой один из героев разлетается надвое), совершенно готический антураж… и намеренно комичного Джонни Деппа, то и дело падающего в обморок. Тим Бертон всегда ходил вокруг и около жанра ужасов, ни разу так и не сняв чистокровный хоррор, но из всех его фильмов именно «Сонная лощина» ближе всего к этому определению.

Убери отсюда компьютерную графику, элементы стимпанка, замени Деппа на Винсента Прайса, и мог бы получиться вполне себе хаммеровский фильм ужасов, типичный для этой студии и той эпохи, когда с ее «стапелей» один за другим сходили качественные «жутики». Хотя, конечно, «жутик» это лишь постольку-поскольку, а в большей степени – страшная рождественская сказка для всей семьи, помесь фэнтэзи и готики, что-то вроде «Рождественской истории» Земекиса, только без анимации и пострашнее, при этом не лишенная хорошего юмора и даже привкуса самоиронии. И в ее силе – ее же слабости. В первую очередь, это работа Эльфмана, напоминающая, прости господи, индийские хорроры. Те самые, когда оркестровый саундтрэк гремит так, что стекла в окнах ходят ходуном, но на экране при этом ничего особенного-то, да и тем более страшного не происходит.

Во-вторых, нарочитая «голливудскость» и искусственность всего происходящего, от локаций до эмоций главных героев. Все же «Мрачные тени» получились у Бертона намного более изящной работой. Но и «Сонную лощину» в целом ругать не за что: отменно снятая, но не столь отменно стилизованная «под старину» страшилка с хорошей историей и блестящим актерским составом. Будь в кресле режиссера другой человек, получилось бы что-то слащавое, пафосное, монументальное и глупое, с кучей сражений на мечах и феерией CGI. Но бертоновский Голливуд – он все же немного другой.

7,5/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти четыре тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он еженедельно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook