532925 original"Eye of the Devil" (Око дьявола) (1966). Маркиз Филипп де Монфосон, живущий с семьей в Париже, получает неприятное известие из родных краев, замка Белленак, окруженного виноградниками – они уже третий год умирают из-за небывалой засухи, и теперь, похоже, настал тот «час икс», когда пора бросить все дела во французской столице и вернуться в родовое имение. Именно это маркиз и делает, прося жену Кэтрин остаться в Париже, потому что, мол, местные жители в плохие годы не слишком рады чужакам. Однако она идет наперекор его просьбе и спустя несколько дней прибывает в Белленак вместе с детьми, Жаком и Антуанет.

А в замке творится что-то неладное. Вот во дворе виднеются несколько лошадей и всадников, но это явно не Филипп, а дворецкий Ренар уверяет маркизу, что никого не видел и не слышал. Кэтрин прокрадывается в башню, и там ее взору открывается сколь странная, столь и пугающая картина: девушка, несущая на подносе тельце пронзенного стрелой белого голубя, люди в черных балахонах и свечи, много свечей, будто прямо здесь и сейчас пройдет некое подобие черной мессы. Но двери захлопываются прямо перед маркизой, оставляя ее путаться в догадках, что это было за сборище.

Тогда же Кэтрин знакомится со странным юношей Кристианом де Карэ и его сестрой Одиль. Он постоянно носит с собой лук, а Одиль, прекрасная блондинка, кажется, не только обладает даром гипноза, но и магическими способностями – на глазах у Жака и Антуанет она превращает обыкновенную жабу в голубя. Они всегда здесь, всегда рядом, и преследуют какие-то свои, явно недобрые цели. Вкупе с отцом Домиником, мало похожим на слугу Божьего. Что до Филиппа, то он в очередной раз просит супругу уехать в Париж, страшно нервничает и – Кэтрин могла бы поклясться в этом на Библии – его связывают с местными секреты, уходящие корнями в давние дохристианские времена.

Возможно, дело в истории семьи де Монфосон, а все страшные события, в центре которых оказывается маркиза, - попытки ее мужа напугать женщину настолько, чтобы она все же убралась восвояси. И маркиз закончил бы здесь свои дела. Какие – лучше не знать.

Изящный и стильный хоррор, ставший в какой-то степени прообразом «Плетеного человека», а также имеющий немало общего с оккультно-языческими «Детьми тьмы», которые были сняты шестью годами позже. Безукоризненно красивого, но, как кажется поначалу, совершенно бессмысленного пролога, в ходе которого с дикой скоростью сменяют друг друга жутковатые кадры, вполне достаточно, чтобы понять и оценить, КАК «Око Дьявола» было снято, и в чем одно из его несомненных достоинств. Это, конечно, операторская работа, и немалая часть давящей атмосферы зиждется именно на визуальной стороне фильма, а не сюжете, хотя и тот неплох. Можно было бы сказать, что он банален, если не учитывать того, что с самого начала ясно многое… и почти ничего.

Скорее всего, жители Белленака не так просты, как кажутся на первый взгляд, а на лбу у Филиппа отнюдь не из-за лихорадки проступает холодный пот. Однако в чем именно секрет этого поместья и виноградников, почему частым гостем замка и его обитателей становится зловещий священник, что это за подобие дьявольских месс – тут можно догадываться, но вряд ли все заранее знать наверняка, даже после знакомства с развернутым синопсисом. «На мне лежит огромная ответственность, и я не могу ее с кем-либо разделить», - говорит маркиз, и в этот момент зритель должен бы вздрогнуть, потому что яснее ясного: Филипп – отнюдь не зло во плоти, но и не невинный агнец. Сила «Ока» не только в атмосфере и прекрасной работе оператора.

За режиссуру отвечал не последний в жанре человек, Джей Ли Томпсон, на счету которого «Мыс страха» 1962 года и великолепный слэшер «С днем рождения меня». А уж каков актерский состав! Ладно бы исполнители главных ролей… Как насчет непривычно молодого Дональда Плезенса, сыгравшего отца Доминика, или Шэрон Тейт, будущей жены Романа Поланского, впервые появившейся на экране именно в «Оке» и убитой несколькими годами позже? Именно Тейт, даже не Дебора Керр, сыгравшая Кэтрин, - настоящее украшение фильма. Достаточно одного взгляда этой красивой женщины, ее глаз, которые смотрят СКВОЗЬ тебя, куда-то, где существует целая вселенная, в которой нет ни бога, ни дьявола.

Мне странно, что мнения зрителей и критиков разделились: эту ленту кто-то считает классикой британского хоррора, а кто-то находит в ней целый набор серьезных недостатков. Странно, потому что «Око» не только СМОТРИТСЯ, но и является прообразом целого пласта в жанре ужасов, предтечей ряда фильмов, которые сами по себе стали настоящим культом. И что, наверное, еще важнее: этот хоррор будто бы существует вне времени; ни на секунду не вспоминаешь о том, что он был снят более 50 лет назад.

9/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook