537068 original"Sennentuntschi" (Пастушья кукла) (2010). Отправившись по грибы, женщина и ее маленькая дочурка из небольшой альпийской деревни никак не ожидали, что вместо хорошего урожая «белых» они наткнутся на труп мужчины. То, где в траве, среди грибов, покоились кости мертвеца, девочке «подсказал» странный, немой мальчишка с фонариком в руках. А когда на место прибыли полицейские, его и след простыл. Да и существовал ли он на самом деле? Ведь, судя по фотографии, в которую ткнула кроха, этого мальчика уже давно нет среди живых – он числится пропавшим без вести с середины семидесятых.

И мы переносимся в 75-й, в ту же самую деревню, где за день до появления странной девушки, наполовину звереныша, наполовину человека, в церкви повесился пономарь. Настоящий шок для нескольких сотен жителей этого позабытого Богом, но не обиженного Природой клочка земли. Но мало того, так еще и на похоронах объявилась незваная гостья: на вид – лет двадцать, спутанные волосы, лицо, измазанное в грязи, поверх белья – только видавшее виды одеяло. Она не умеет ни говорить, ни писать, при виде священника и распятия в его руках пугается до полусмерти, и, по мнению доктора Зингга, ее бы следовало отправить в близлежащую психлечебницу.

Однако единственный полицейский, Себастьян Ройш, идет наперекор деревенской толпе (все они, как один, считают девушку ведьмой и требуют, чтобы она убралась с глаз долой, куда – даже и неважно, главное, чтобы подальше отсюда), определяя бедняжку сначала в тюремную камеру, а потом и к себе домой. Тем временем, в деревне объявляется еще один незнакомец, Мартин. Городской. Как водится, с темным прошлым. Он устраивается работать на ферму высоко в горах, где живут только двое: деревенщина Эрвин, промышляющий продажей собственноручно приготовленного абсента, и его немой сын Альберт.

Параллельно с этим Себастьян пытается выяснить личность его новой знакомой, и вскоре становится ясно, что она – одно лицо с той, которую много лет назад обвинили в целой череде смертей, захлестнувших эту нетронутую цивилизацией местность. И тогда, и сейчас люди (были) уверены в том, что невинная на первый взгляд и красивая девушка – ожившая легенда о пастушьей кукле, незаконнорожденная дочь самого Дьявола. Кульминация наступает тогда, когда незнакомка, сбежав из деревни, попадает в руки к Эрвину и Мартину, и история о «гостье из ада», в которую Ройш, кажется, влюбился, окрашивается в багровые тона…

Что до легенды, то она такова. Однажды надолго оставшиеся в горах пастухи обезумели от отсутствия женской ласки и нашли странный, но в чем-то даже естественный выход из ситуации: сделав из подручных материалов, веток и тряпья, куклу, которая готова была не только выслушивать их пьяные бредни у полуночного костра, но и ублажать их после того, как выпивка закончится. Говорят, что увидев это, Дьявол проникся сочувствием к изголодавшимся по сексу мужчинам и превратил куклу во вполне реальную женщину. Пастухи подарок не оценили – и изнасиловали красавицу. Вслед за этим случилась жестокая месть: творение человека, оживленное самим Сатаной, расправилось со всеми своим обидчиками, обагрив Альпы их испорченной кровью.

Все же богат мировой фольклор! Мы прекрасно знаем о Джерсийском Дьяволе родом из Северной Америки, но только недавно познакомились с норвежскими Хульдрами, а теперь извольте узнать, на что способна мифологическая швейцарская тварь. Сколько еще будет таких открытий? Надеюсь, что много. «Сеннентунтчи» - фильм именно швейцарский, второй по счету жанровый сюрприз, вслед за «Марморерой». Но если та лента уверенно балансировала между мистикой, драмой и детективом, была горькой и красивой, то здесь балом правит именно хоррор, и красивы лишь альпийские пейзажи, все остальное далеко от глянца.

Дикая деревенщина, которая делит мир строго на черное и белое, божественное и дьявольское, идя на поводу у малообразованного и ограниченного пастора. Который, как и подобает слуге Господа, не смог реализовать себя в любви к простой женщине, превратившись в жестокое и безумное существо, готовое в любой момент заново открыть сезон охоты на ведьм, несмотря на то, что на дворе – двадцатый век. Плюс реднеки… они говорят по-немецки, но мало чем отличаются от своих американских «коллег». Словом, «Пастушья кукла» - очередное подтверждение тому, что деревенщина всех стран одинакова, что в населенных «кожемордыми» южных штатах США, что в богатой и сытой Норвегии, что в тихой и благолепной Швейцарии.

При этом не следует забывать, что легенды иногда на самом деле оживают; и очень-очень долго вы будете гадать, кто здесь более безумен и кто в большей степени дьявол – безымянная незнакомка или жители Альп, одни, свихнувшиеся от абсента и похоти, другие, свихнувшиеся на почве веры в Бога и языческих ведьм? Сценарий выстроен почти безупречно, задавая много вопросов и откровенно издеваясь над зрителем скупостью ответов. «Пастушья кукла» вряд ли может быть названа шедевром, которым однозначно является «Марморера»; ей не хватает глубины, атмосферы, драматизма, но при этом она богата на саспенс и прекрасные пейзажи, на фоне которых творятся совсем не богоугодные дела. Хорош и двойной, абсолютно логичный twist. Переворачивающий, как водится, все с ног на голову. Дважды.

7/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти четыре тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он еженедельно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook