601080 original“Cryptic Plasm” (Проклятие города мертвых) (2015). Жизнь в маленьком городе, затерянном где-то на просторах штата Нью-Джерси и типичном для одноэтажной Америки, шла своим чередом. До тех пор, пока не потемнело небо – внезапно, буквально за несколько секунд. Будто должна была случиться буря. И она случилась – только с природными катаклизмами то, что произошло, не имело ничего общего. Люди начали истекать кровью, без какого бы то ни было вмешательства извне. Их тела разрывались на части. Дома рушились. Кровь заливала все вокруг. Так город живых стал городом мертвых.

Но перенесемся на некоторое время в другое место и к другим людям, пока еще мыслящим и дышащим. Первый из них – Дэвид. Он уже третий день скитается по мрачной и холодной чащобе, пытаясь заснять на камеру полумифического бигфута. И у него получается как минимум несколько удачных кадров, что позволяет режиссеру-неофиту заключить контракт с небольшой телестудией, вдохновленной его любительским видео и готовой сделать этого парня маленькой звездой паранормального шоу. Дэвид настаивает на том, чтобы вся съемочная группа ограничилась двумя людьми – им самим и оператором по имени Брайан. «Так меньше шума и меньше проблем».

Первый их совместный сюжет – про жуткого монстра, якобы живущего в озере. На берегу они находят следы пикника, и похоже, что для его участников он закончился плохо. Потом – ночь в палатке, в окружении могильного тумана, и краткая вылазка к воде, в ходе которой Брайану удается заснять… что-то. И еще раз – уже днем, доказывая, что миф – вовсе не миф, а реальность, и страшные звуки издавала не выдра, а нечто, противное самой природе. Успех! Но второе задание может оказаться – и окажется – для Дэвида последним. Ему вместе с Брайаном предстоит отправиться в город, где мы однажды уже были. Город, где больше нет людей, но живет Нечто, что проникло через брешь в тонкой грани между нашим измерением и совершенно нам чуждым миром, лежащим По Ту Сторону.

Два человека, один из которых не выпускает из рук портативную видеокамеру. Два человека, которые разъезжают по стране в поисках всего самого страшного, жуткого, непонятного и непознанного. Чтобы потом своими знаниями поделиться с благодарными зрителями, уплетающими попкорн под очередной сюжет про очередную «сущность» из «иной вселенной». Они не боятся – потому что рассказывают о том, чего не существует и никогда не существовало. И получают за свои фейковые съемки приличные деньги. Расхожий сюжет для псевдодокументальных хорроров (а этот – именно таков). Да только есть несколько важных нюансов.

Во-первых, Дэвид и Брайан не разгуливают по лесам в костюмах неведомых зверушек. То, что попадает в кадр – реально. Ведь в этом мире хватает вещей, о которых мы не имеем ни малейшего представления. Во-вторых, псевдодокументалистика псевдодокументалистике рознь. И если вам знакомо имя Брайана Паулина, пожалуй, лучшего сплэттер-режиссера из США, то вы понимаете, что «Проклятие города мертвых» - не 150-й по счету образчик found footage про глупую молодежь, заблудившуюся в ведьмовском лесу. Пролог задает нужный тон. Простая, но мрачная музыка, дешевая, но не раздражающая своей дешевизной «картинка» и… трахея, сама по себе вырывающаяся изо рта одной из жертв. А потом – титры на фоне уже мертвого, но еще дышащего, изуродованного тела.

Паулин знает свое дело, и если вы хотели двух вещей – атмосферы и феноменальной жестокости, идущей рука об руку с невероятными спецэффектами (даже без следа CGI!), то вы их и получите. Создатель «Трупного червя», «Зародыша» и «Кровавых свиней» верен себе. Его сплэттер не имеет ничего общего с японскими представителями этого поджанра. Не смешно, ни иронично, никаких комиксов. Это, скорее, Фульчи. Да, именно так – если и есть в современном мире наследник великого Лючио, то его фамилия – Паулин. «Мяса» много, и оно попросту великолепно. Атмосферы – вдоволь, саспенса – более чем достаточно. И все это с учетом того, что фильм – очень, ОЧЕНЬ дешевый (к сожалению, Брайан всегда был ограничен в средствах).

Но дешевый не значит «дешевка». Есть тут и кое-что новое для Паулина. Во-первых, хорошо вплетенная в повествование псевдодокументалистика. Во-вторых, отсылки в Лавкрафту и легкий налет научной фантастики. Но все же Фульчи в «Проклятии» куда больше. И первые ассоциации – не «Воскресший» на пару с «Дагоном», а «Город живых мертвецов» вкупе с «Седьмыми вратами ада». Хотя и отсылкам к «Извне» тоже нашлось место. Результат – идеальное блюдо для тех, у кого нет аллергии на качественный хоррор-андерграунд и зомби-сплэттер. Не немецкие пустоголовые оды насилию, а то, что снимал бы сейчас упомянутый выше итальянский маэстро, умри он сразу после «Дома на краю кладбища» и воскресни в 2000-х.

9/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook