596835 original“Dom Sary” (Дом Сары) (1984). На одном из званых вечеров доктор Виктор Стефаньский встречает своего давнего знакомого по имени Камиль, окликает его, но старый друг проходит мимо, так как будто эти двое никогда и не встречались. Обида, дурное настроение? Скорее, самочувствие. Камиль сам на себя не похож, выглядит так, что «краше в гроб кладут». Он что-то бормочет о женщине, после ночи любви с которой оказался пленником ее чар. Теперь он не может уйти от нее, для него это чудесное создание – вся его жизнь.

При этом Камиль увядает, слабеет с каждым днем, словно из него кто-то высасывает не только жизненные соки, но и саму душу. Виктор настаивает на том, чтобы встретиться на следующий день и вместе отправиться в клинику, чтобы там Камиля полностью обследовали, но прежде он узнает имя той самой странной женщины – это некая Сара Брага. И когда он говорит о ней еще одному знакомому, старику-профессору, тот припоминает, как лечил ее в юности. В юности?! Видно, пан хватил лишку – и молвил о бабушке Сары.

Проходит ночь, наступает утро, и когда Виктор встречается с Камилем, тот уверяет доктора, что отправляется на лечение – а куда? Забыл. Стефаньский все же настаивает на визите к врачам, и там выясняется страшное: то, что Виктор считал тифом, оказалось разрушением и смещением внутренних органов, размягчением костей… Словно какая-то чудовищная мутация. Камилю остается жить совсем недолго. И его друг отправляется в дом Сары, старый особняк, стоящий вдали от Вроцлава, где немедля теряет рассудок при виде хозяйки…

Телевизионный – всего лишь часовой – хоррор, который, насколько мне известно, никогда не был издан на DVD, и запись с ТВ – единственный формат, в котором он ныне доступен за рубежом. Увы. Это участь многих фильмов ужасов, снятых в Польше – найти их крайне сложно, а некоторые и вовсе невозможно, если говорить о современных форматах и коллекционных изданиях. «Дом Сары» снят по новелле авторства Стефана Грабинского, весьма именитого писателя, чье имя известно далеко за пределами родной страны. И тут следует отметить странную, но важную особенность.

Если в Советском Союзе не было не только секса, но и хоррора, а с его – Союза – распадом как грибы после дождя начали появляться «жутики» самого разного качества, да и в 2000-х в России все же снимают, хоть и редко, стопроцентно жанровые фильмы, то в Польше ситуация прямо противоположная. С началом 90-х хоррор-кинематограф в этой стране практически умер, что трижды удивительно, потому что до этого там создавали по-настоящему роскошные или, как минимум, просто качественные образцы жанра, начиная с «Матери Иоанны от ангелов» и заканчивая «Волчицей». Если и были тогда явные промахи, то я о них не знаю, и уж точно к ним не относится «Дом Сары».

Мрачнейшая история, украшенная хорошими эффектами, жуткой атмосферой и стопроцентно готическими локациями. С сюжетом вроде бы все ясно с самого начала, но смотришь, не отрываясь от экрана ни на секунду. Потому что тут главное не то, о ЧЕМ рассказано, а КАК рассказано. Это-то и удивительно. Ведь не всякий хороший режиссер в состоянии снять отменный хоррор – для этого надо знать, любить и понимать жанр, одной техникой не обойдешься. Видимо, Зигмунт Лех как раз из таких людей. По большому счету, претензия у меня только одна – образ, внешность и игра Ханны Балинской. На роль Сары она вряд ли годится. Но даже такой страшный мискаст, который в ином случае убил бы фильм напрочь, «Дом» не сильно портит.

7,5/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook