600292 original“Serpiente de mar” (Морской змей) (1984). В результате неполадки в системе сброса одного из бомбардировщиков английских ВВС, под угрозой раскрытия оказывается секрет, которым военные ни под каким предлогом не хотели бы ни с кем делиться. А из «хищников» - как минимум несколько русских кораблей и подлодок, находящихся как раз в том районе, куда вот-вот готова упасть атомная бомба «с добавками». Главнокомандующий принимает решение активировать бомбу и сбросить ее в Атлантику. И как только происходит страшный взрыв, на дне просыпается небольшая зверушка, которая под воздействием радиации начинает стремительно мутировать.

Проходит некоторое время, и в порту испанской Галиции начинают паниковать рыбаки: они в один голос твердят о том, что в последние дни вылавливают только мертвую рыбу, да и та странным образом светится в темноте. В результате на промысел готов войти только один человек: капитан Педро Фонтан, которого товарищи обвиняют в гибели нескольких людей из-за кораблекрушения, а случилось оно из-за того, что моряк был пьян. Тем не менее, Педро выходит в океан, и когда он сменяет напарника на вахте, около их катера появляется огромное морское чудовище. Несколько ударов челюстями по корпусу, и лодка начинает тонуть. А когда команда сгружает на воду спасательные шлюпки, экипаж одной из них пожирает та же самая тварь.

После этой катастрофы Фонтан отправляется под суд, и военный трибунал постановляет, что он виновен в преступной халатности, отбирая у капитана лицензию. Но в тот же день ему попадается заметка, где говорится о том, что некая девушка своими глазами видела, как «морской змей» сожрал ее подругу. Теперь Маргарет содержится в психушке в Лиссабоне, откуда ее и выкрадывает Педро. Эти двое заручаются поддержкой немного ненормального ученого, профессора Тимоти Уоллеса, и уже втроем выходят на охоту, надеясь уничтожить монстра, который продолжает убивать моряков…

Сколько же в свое время было снято фильмов о чудовищах из морских (или океанических) глубин! И большинство из них, конечно, представляли собой отъявленный трэш или очередной парафраз «Челюстей», а нередко – и то, и другое. Отличались они друг от друга в основном из-за технических параметров и градуса серьезности. Какие-то были чистым мусором, чаще – забавным, реже – скучным и во всех смыслах беззубым. Другие были сняты маститыми режиссерами с участием маститых актеров, и если монстры в них мало кого могли напугать, а сюжет хромал на все шестнадцать ног, то хотя бы чисто визуально они не сильно отставали от нормальных фильмов класса «Б».

Именно к этой категории относится «Морской змей» авторства культового испанца Амандо де Оссорио, прославившегося благодаря тетралогии о слепых мертвецах. Если ознакомиться с полной его фильмографией, в той части, что касается хорроров, становится понятно, что, как и Джордж Ромеро, этот классик ничего по-настоящему путного больше снять не смог. Почему – вопрос открытый. Но «Морской змей» все же лучше, чем можно было бы подумать, глядя на обложку и читая синопсис. Да, здесь хватает отменного идиотизма.

Вот несколько примеров. Тонет корабль Фонтана. Рядом беснуется чудовище. Пожирает людей с одной из шлюпок. «Похоже на наших!» - говорит один из моряков с другой лодки. Остальные сидят с каменными лицами: «Наверное, корабль затягивает их с собой». При этом бойня происходит буквально на их глазах, да и ревет «змей» так, что его наверняка было бы слышно по ту сторону Атлантики. Или чудесный эпизод с медбратом в лиссабонской клинике! То он флиртует с Маргарет, отвечая на ее вопросы, которые ясно дают понять, что она понятия не имеет, что и где в больнице находится, то вдруг хлопает себя по лбу и восклицает: «Ба, да она же здесь не работает!». А палата, похожая на номер в пятизвездочной гостинице? Сцены с мостом, вертолетом и поездом – чистый Asylum.

Что до чудовища, то оно почти сразу появляется во всей красе, представляя собой некий огромный пластиковый отросток с огромными же глазами и пастью, что, в общем-то, неплохо, и уж точно лучше компьютерных «водяных». Действие развивается ладно и быстро, без промедлений, актеры не вызывают особых нареканий, хотя Рэй Милланд в роли Уоллеса (это его последняя работа в кино) феноменально переигрывает, смертей достаточно, спецэффекты – так себе. Но вряд ли можно сказать, что «Морской змей» - худшее творение де Оссорио. Это, мягко говоря, не шедевр, но фанатам морской нечисти и любителям восьмидесятых стоит его посмотреть. Хотя бы улыбки ради.

6/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook