595829 original“Regression” (Возвращение) (2015). Автомеханик Джон Грэй живет в старом дощатом доме на окраине крохотного Хойера, что в Миннесоте. Живет не один, вместе с дочерью, 17-летней Анджелой, и престарелой матерью Роуз. Сын уже несколько лет как уехал в «большой город», жены давно нет в живых, она погибла в автокатастрофе.

В один не самый прекрасный день из «родового гнездышка» исчезает и Анджела. Теперь она ютится в церкви, ища защиты у преподобного Мюррэя. А в полиции оказывается ее письмо, в котором девушка утверждает, что ее изнасиловал собственный отец! Причем сделал это не раз и не два. Много раз. Джон немедля оказывается на допросе, ведет который детектив Брюс Кеннер, а помогает ему штатный психолог Кеннет Рэйнс.

Он-то и решается на привычный уже эксперимент, гипнотизируя Грэя, заставляя его не только вспомнить, но и рассказать обо всем, что творилось в спальне его дочери. Дочери, которую он всегда боготворил, дочери, которая – по его же собственным словам – никогда не врет.

Он не помнит, как насиловал ее. Но помнит другое. Из глубин памяти выплывает жутковатая картинка: Анджелу связывают по рукам и ногам… Кто? А потом… Но опять же – кто? Не Джон. Он был лишь безвольным наблюдателем. Чуть позже этот богобоязненный, глубоко несчастный и давно спившийся человек называет имя. Одного из копов и друга семьи – Джорджа Несбитта. Якобы тот вырезал ножом перевернутый крест на животе Анджелы.

Это не выдумки и не пьяные россказни потерявшего связь с реальностью автомеханика, в амбаре близ дома которого проводились черные мессы. Речь идет о хорошо организованном и смертоносном культе. И семья Грэев в этой истории – лишь малозаметная песчинка… А вот Кеннер, хорошенько покопавшись в деле Анджелы, сам превращается из охотника в загнанного зверя.

Алехандро Аменабар, человек, подаривший нам такие фильмы как «Дипломная работа» и «Другие», вернулся в хоррор! Ура. Аплодируем стоя, хлопаем в ладоши, и смотрим-смотрим-смотрим, готовясь замереть от ужаса. К сожалению, ужаса, которым было до краев насыщено «Второе имя», гениальная лента на ту же тему, не случается. Да и хоррора как такового тоже, хотя чисто стилистически и концептуально «Возвращение» относится именно к этому жанру, никак не к драме или триллеру – от них лишь отдельные куски, кусочки.

Аменабар решил снять фильм на основе массовой истерии, охватившей Соединенные Штаты в восьмидесятых. Тогда «пугалкой» стали мифические дьяволопоклонники. Не безобидные гедонисты из Церкви Сатаны ЛаВея, а некие жуткие фигуры, умеющие манипулировать сознанием своих жертв, поедающие младенцев живьем – буквально! Сомневаюсь, что в 20-м веке такие существовали, а если и существовали, то давно уже мирно проводят остатки своих жизней в специализированных клиниках.

Но надо же кого-то бояться, если русские и «Советы» - вроде как уже не враг №1? Именно поэтому действие фильма развивается в 1990 году, что с одной стороны хорошо, а с другой – дает повод хорошенько позубоскалить над множественными ляпами. В кадре то и дело проезжают машины, которых не было на конвейере в ту пору, или вот на одном из магазинов висит плакат славного польского ВИА Behemoth. Стоит ли говорить, что команда Адама Дарского в 90-м году еще не существовала в принципе? 

Работа оператора хороша. Блеклые тона и краски. Серое и дождь. Дождь и серое. Потенциал у истории, рассказанной Аменабаром, колоссальный. Был. Потому что «Возвращение» не стало даже подобием испанской «Тьмы», не говоря о более ярких «сатанинских» хоррорах. Действие развивается медленно. Атмосферы из-за этого больше не становится, она сугубо фрагментарна. Герои не вызывают ни симпатии, ни сочувствия. Они просто ходячий картон.

Несмотря на все старания Итана Хоука, сыгравшего детектива, и священника, поразительно похожего на Нормана Бэйтса. Анджела же – просто «Гермиона», очередная из. Потому что играет ее именно «Гермиона». Сатанисты не пугают. Атмосфера всеобщего заговора не складывается. Страшного, жуткого – ноль целых, ноль десятых. То же самое касается и саспенса, и ожидавшейся здесь драмы на пару с детективом.

А вот финал и главный месседж – неплох. Но эти пять минут не способны спасти остальные 1,5 часа. Похоже, что Аменабар повторил путь Аронофского. И это – его «Ной».

2/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook