622284 original“Grave Secrets” (Секреты склепа) (1989). У профессора Дэвида Шоу, испытывающего непреодолимую тягу к исследованию всего, что называется «паранормальным», сейчас не лучший период в жизни. Он до сих пор не может оправиться от смерти жены, хотя с того момента и прошло целых три года, ему срезают зарплату в колледже, прозрачно намекая на грядущее увольнение. И тут в его жизни появляется Айрис Норвуд. Именно она была той женщиной, что сбежала с его лекции, посвященной проклятым домам, именно она день спустя обратилась к нему за помощью, утверждая, что в гостинице, которая теперь ей принадлежит, творится какая-то чертовщина.

После первой встречи пути этих двоих на какое-то время расходятся – но лишь до тех пор, пока Дэвид сам не решает отправиться в тихий маленький городок, на отшибе которого и стоит «Хоумстед Хаус», деревенский отель, где нет постояльцев, нет работников, а есть одна только Айрис. Поначалу она просит его убраться прочь, и чем быстрее, тем лучше, но через какое-то время лед тает, и Шоу становится единственным ее гостем, другом, а в будущем – кто знает – может и любовником. Мисс Норвуд говорила ему, что каждую ночь в доме раздаются чьи-то шаги, но Дэвид своими глазами видит и многое другое: взмывающие в воздух книги, грампластинки, самопроизвольно отправляющиеся в проигрыватель, внезапно гаснущий камин, чьи-то жуткие вопли.

При помощи своего оборудования Шоу определяет, что шаги на лестнице не были слуховым обманом – в гостинице то и дело проявляется некая потусторонняя сущность, причем ее силуэт кажется странным. Будто чего-то не хватает. И на этом фоне, как нужный кусочек паззла, ложащийся в отведенное ему место, звучит рассказ управляющего почтой о том, что не так давно в реке нашли тело человека, за 10 минут до этого отъехавшего от «Хоумстэд Хаус». Его так и не смогли опознать, не в последнюю очередь из-за того, что труп был обезглавлен…

Режиссерский дебют Дональда Борчерса, известного лишь тем, что он выступил в качестве продюсера кинговских «Детей кукурузы». Свой первый хоррор он снимал, будто держа в руках учебник, в котором были собраны все основные штампы историй о привидениях. Тут вам и гостиница «с душком», и маленький городок, далекий от сельской пасторали, и могущественный экстрасенс, и полтергейст, и сеанс гипноза, и ритуал по вызову никак не желающего успокоиться духа, и главная героиня со своими темными секретами, и спивающийся профессор, переживающий личную драму, и так далее, и тому подобное. Туда же – скорострельный пролог, обходящийся без объяснений, который по идее должен заинтриговать и настроить на нужный лад.

Но выглядит в итоге творение Борчерса невыразимо… скучно. Как, наверное, и большинство из тех хорроров, что были сняты «по шпаргалке». Все вышеописанные ингредиенты могут сработать так, как нужно, более того, радовать, а не раздражать, но в том лишь случае, если у режиссера есть некий бэкграунд в жанре (или хотя бы хороший сценарист по соседству), четкое видение того, что он хочет показать и как именно испугать. В данном же случае пред нашими очами предстает до обидного маловыразительный «жутик», напоминающий не самые лучшие образцы телепродукции, в котором – что самое важное и самое неприятное – совсем нет атмосферы. Не спасает эту ленту даже то, что она была снята в 80-х, пресловутого духа и очарования в ней нет, как и саспенса на пару, собственно, с ужасом.

Действие течет вяло, а когда случаются прорывы и нарывы вроде того же сеанса гипноза, полтергейста или конфликта с местными, то и они… тоже вгоняют в скуку! Да и сняты «мрачные» моменты, прямо скажем, неумело. Летающие яйца (речь о куриных), пучащий глаза Дэвид Уорнер, забавный спектр на монохромном экранчике, плохие спецэффекты – сомневаюсь, что даже в 1989-м они могли напугать кого-нибудь кроме умственно отсталого цыпленка. Апофеоз визуальной импотенции – отвратительное масштабирование. Когда тело призрака в 1,5 раза больше тел живых людей, а машина больше дерева. АБСОЛЮТНО та же история могла бы быть в меру эффектной. С тем же сценарием, теми же актерами. Если бы ее снял кто-то другой. Имея лучшее понимание того и о том, каким должен быть уважающий себя хоррор. Атмосферный, с призраками и нехорошим домом.

Если бы, если бы… Но то, что получилось у Борчерса, больше походит на помесь мелодрамы и убаюкивающей мистики, причем и то, и другое – сериального толка.

2/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook