637739 original“Beyond the Dunwich Horror” (Возвращение Данвичского ужаса) (2008). Девятнадцатого сентября 2007 года у берегов острова Данвич, крохотного клочка суши на северо-востоке США, один из местных рыбаков находит тело человека, полностью скрытое зловонными водорослями. Вопреки ожиданиям, это не поеденный рыбами труп, а живой и здоровый мужчина примерно 25-30 лет. Правда, понятие «здоровый» можно отнести только на счет его физического состояния, потому что с разумом у найденного, в котором врачи узнали жители Данвича, Эндрю Кроуфорда, полный разлад.

Он абсолютно невменяем, и теперь его новый дом – палата с мягкими стенами в психиатрической клинике, стоящей на краю города, носящего то же имя, что и остров. Через две недели туда паромом прибывает родной брат Кроуфорда, Кеннет, неудачник и без пяти минут бездомный, к тому же находящийся за свои «героиновые» дела на испытательном сроке – чуть что, и он снова окажется за решеткой, теперь уже надолго. Первым делом, после того, как его не допускают к брату, Кеннет устраивает скандал в клинике, обещая встретиться с медиками в суде – но он и сам понимает, что закон не на него стороне. И никогда не был.

Отправившись в единственный на всю округу бар, Кроуфорд встречает там чрезмерно навязчивую девушку по имени Марша. Та, которую он принял за «ночную бабочку», оказывается репортершей, расследующей ряд странных убийств и исчезновений людей в Данвиче, и она предлагает Кеннету своего рода бартер: он помогает ей распутать дело, за которое она взялась, а она поможет вызволить Эндрю из лап психопатов в белых халатах… Принявшись за расследование, они узнают, что история безумия Кроуфорда-младшего началась с того момента, когда он познакомился с девушкой по имени Никки. Девушкой, напрямую связанной с древним культом, члены которого поклоняются давно забытым богам.

Этот фильм можно воспринимать по-разному. Как вариацию на тему «Данвичского ужаса», экранизированного дважды – в 1970-м и в 2009-м году, оба раза – почти бездарно. Или как вольное продолжение старой как мир истории о Лавинии Уитли и двух ее сыновьях, один из которых никогда не принадлежал к миру людей. «Возвращение» снял Ричард Гриффин, без устали работающий на ниве производства ультрадешевых и попросту грошовых хорроров, впрочем, вполне серьезных и не имеющих отношения к трэшу – только если именно трэш и предполагалось снять, как это было в случае с его «Существом из деревенской лагуны». Бюджет здесь – целых 75 000 долларов, что на 25 тысяч больше, чем, к примеру, у «Резни в колледже» авторства того же режиссера.

Но фильм все равно выглядит очень дешево и, как большинство работ Гриффина, чуть более чем полностью соткан из противоречий, ярких достоинств и столь же ярких недостатков. Среди плюсов – то, что редко можно занести в эту категорию, оценивая микробюджетный «жутик». А именно – актеры. Те, что во второстепенных ролях играют либо посредственно, либо ужасно. А вот к Кеннету, Марше и Эндрю особых претензий нет. На «Оскара» их работа не тянет, но и на трэш-«Малину» - тоже.

Неплох и сюжет, но уж больно он пестрит белыми дырами и ниточками, ведущими в никуда, вплоть до целых эпизодов. Взять хотя бы эту парочку в заглохшей на полпути к дому машине. Девушка отправляется навстречу тьме пешком, ведь Она Никак Не Может Пропустить Вечеринку. И ее превращает в Неведомое Чудо-Юдо человек с Красными Глазами и Щупальцами, Растущими из Живота. Только лишь, чтобы она вернулась к своему приятелю, оставшемуся в автомобиле, и забила его молотком насмерть. Эти трое появились из ниоткуда, туда же и исчезли. Больше никаких упоминаний. К чему это было? Наверное, к тому, что за ужас творится в окрестностях Данвича.

Хронометраж – чудовищный, больше ста минут – явный перебор. Диалоги варьируются от ужасных до терпимых, аналогично – с логикой, вернее, ее присутствием и отсутствием (Кеннет и Марша случайно сбивают старика на темной дороге, и прежде чем подойти к телу, долго ссорятся, а когда подходят, то слышат от пострадавшего следующее: «Вы должны убраться с острова, пока еще не поздно. В больницу? Нет, не надо, отвезите меня на паром!»). Единственная секс-сцена вряд ли кого обрадует – девушка не слишком красива (мягко говоря), да еще устраивается групповушка, которая перерастает в секс в формате «он + он» (к счастью, без подробностей).

Эффекты, кроме компьютерного выстрела в голову, все «теплые и ламповые», неплохо сделанные, надо сказать. Череп жертвы сверлят дрелью, выбивая глаз (привет тебе, «Город живых мертвецов»!), сдирают лицо собственными руками (привет тебе, Брайан Паулин!). Плюс щупальца, многочисленные «колюще-режущие», поедание опарышей под готик-рок, и так далее. Отсылок к Лавкрафту – поначалу одна-единственная, и это имена врачей (доктор Уэст и доктор Хилл), лишь в ходе последних тридцати минут оживает легенда о Лавинии и Уилбуре («Никки – не ее настоящее имя, она даже не…», - говорит Кроуфорду случайный знакомый в ночном клубе, но фразу не заканчивает и деловито удаляется в туалет).

Музыка, как всегда, отличная – вот уж где точно фильм вылетает далеко за пределы микробюджетного уровня. Панорамные и воздушные съемки тоже на удивление хороши для такого бюджета. Но общее впечатление – так себе. Это намного лучше многочисленных фанатских фильмов а-ля «Тварь у порога» и уж тем более лучше бессмертных «лавкрафтианских» творений Улли Ломмеля. Но однозначно рекомендовать «Возвращение» можно только тем, кто коллекционирует все экранизации рассказов Лавкрафта и фильмы «по мотивам». Это с одной стороны. С другой – сложно судить хоррор стоимостью 75 000 долларов точно так же как иное кино с миллионным бюджетом. Тем более что видно: снимали не ради прибыли и популярности, а из-за «любви к предмету».

5/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook