381232 original

"The House of Usher" (Падение дома Ашеров) (1989). Райан Ашер получает письмо от дяди Родерика из Англии, который просит его приехать в родовое имение. Причина этой просьбы молодому человеку неизвестна, да и самого Родерика он едва знает – помнит лишь то, что тот когда-то считался одаренным художником. Тем не менее, Райан отправляется в путь, и не один, а вместе со своей невестой Молли. Перелет через океан, несколько дней в лондонской гостинице – все это за счет Родерика.

Но когда сладкая парочка садится в арендованную машину и направляется непосредственно в имение Ашеров, они тут же сбиваются с дороги, а потом случается страшная авария. Райан теряет контроль над автомобилем из-за внезапного приступа жестокой мигрени, а потом на пути возникают двое детей, мальчик и девочка. Пытаясь избежать наезда, молодой человек резко выкручивает руль, и машина врезается в дерево. Райан в крови, без сознания, а Молли, на первый взгляд, не пострадала.

Она отправляется за помощью, и вот странное совпадение, буквально в паре минут ходьбы обнаруживает поместье Ашеров, более напоминающее старый мрачный замок. Там ее не только ждали, но и, оказывается, в курсе автокатастрофы. Дворецкий, Деррик, его жена, равно как и сам Родерик, аристократичный тип с целым набором странных фобий, все как один заявляют Молли, что ее жених уже в больнице, и ему придется провести там как минимум несколько недель.

Первой же ночью девушка видит в одном из коридоров уже знакомых ей детей, которые не могут быть никем кроме призраков, ведь по словам миссис Деррик, они мертвы уже добрую сотню лет (а их портрет висит на стене близ обеденного зала). Чуть позже Молли спускается в подвал и там обнаруживает Райана. Мертвого. А чтобы род Ашеров не прекратил свое существование, дядюшке требуется невеста. И на ее роль прекрасно сгодится Молли, которая внезапно понимает, что она стала пленницей этого зловещего дома…

В конце 70-х Алан Биркиншоу сделал свой первый и последний удачный выстрел, сняв «Лунных убийц», наркотическую психодраму и эксплуатационный хоррор в одном флаконе, и я ума не приложу, почему этот фильм так и не стал жанровой классикой. Последняя его режиссерская работа датируется 1994 годом, а в промежутке было снято несколько «жутиков», о которых, похоже, забыли прежде, чем они вышли на экраны. Из них два фильма оказались очень похожими друг на друга.

Это «Маска красной смерти» и «Падение дома Ашеров». Оба в меру готичны (хотя сравнивать их с классикой готических хорроров, разумеется, не стоит), оба якобы основаны на рассказах Эдгара Аллана По, оба малоизвестны, и в обоих засветились весьма приличные актеры. «Весьма приличные» - это скорее про «Маску…», там был Фрэнк Сталлоне и Мишель МакБрайд, а вот к Дональду Плезенсу, сыгравшему Уолтера Ашера (ах, эта рука с привинченной к ней дрелью!), и Оливеру Риду, сыгравшему Родерика, это определение едва ли применимо. (Оба, увы, страшно переигрывают). К ним плюсуется Роми Виндзор, сериальная актриса, отметившаяся в двух частях «Воя».

Что касается литературного первоисточника, то с ним в «Падении…» обошлись, мягко говоря, вольно, оставив только безумие Ашера, погребение заживо, а также особняк, построенный на болоте и медленно в него, болото, погружающийся. Никакого брата, да тем более с рукой-дрелью, у По, как вы помните, не было, не было у него и кучи трупов. Так что в какой-то степени этот фильм – брат-близнец «Маски красной смерти», превратившейся в руках Биркиншоу в… слэшер (впрочем, из тех, что стоит посмотреть, подробнее – здесь).

Сам «замок» впечатляет, а о том, что съемки проводились в ЮАР вместо Англии, догадаться решительно невозможно. Технический уровень, простите за каламбур, - на уровне; Алан хоть и не достиг каких-либо значимых успехов в режиссуре, все же был хорошим специалистом в своем деле (что наглядно подтверждает «картинка» и в «Убийцах», и в «Маске», и в «Падении»). Первое, чем подкупает эта его работа: готичность (в хорошем смысле слова), второе: великолепный актерский состав (Плезенса мало, но забыть его «Уолтера» сложно!), третье: атмосфера.

Смерти? С ними все ОК, но лишь в финальной трети; что довольно неожиданно, во всяком случае, я к этой мясорубке готов не был. Сюжет? Плох, но до катастрофы далеко. Фильм небогат на обнаженку, жестокость и действие, недостатков в нем – целый бронепоезд… Однако он оказался приятным сюрпризом, одним из тех «забытых» хорроров, которые чертовски приятно «находить».

7/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook