733908 original“Cold Skin” (Атлантида) (2017). В сентябре 1914 года на остров, расположенный недалеко от Южного Полюса, прибывает молодой метеоролог, в обязанность которому вменяется регистрация силы и направления бушующих здесь ветров. Корабль, специально сошедший с курса, чтобы доставить ученого туда, где в принципе не бывает людей, должен был забрать его предшественника, но того не видать. Единственный, кого метеоролог и капитан обнаруживают на острове – это Грюнер, старик, до сих пор еще крепкий и предпочитающий разгуливать по маяку нагишом.

По его словам, Алдор Вигеланд однажды просто отправился навстречу океану и сгинул в нем. Несмотря на все опасения, все предупреждения о возможной опасности старого морского волка, тот, кто провел с ним на судне без малого два месяца, решает остаться на острове. От капитана он получает пистолет и обещание вернуться… через 12 месяцев. Именно таким будет срок службы нового «наблюдателя за погодой», который, как и все ему подобные, не смог найти себе место на Большой земле, попытался сбежать таким образом от цивилизации. Грюнер не внушает ему доверия.

А еще более странным новобранцу кажется обитель смотрителя маяка: это каменное строение снизу доверху, всё целиком увенчано острыми кольями. Как будто бы… здесь живет кто-то еще. И это кто-то смертельно опасен. Очень скоро ученый лицом к лицу знакомится с доселе незримой угрозой. Не успев изучить дневник Вигеланда, полный странных рисунков и пугающих надписей вроде той, из которой следует, что «Дарвин ошибался», он слышит стук в дверь своего утлого домика. А потом видит огромную перепончатую лапу… Метеоролог баррикадируется внутри, но это ему не помогает. Ночью из океана выходят его древние обитатели и атакуют хижину, которая в результате сгорает дотла.

Теперь единственное спасение и убежище молодого человека – маяк. Смотритель которого не просто так спит все дни напролет. Ведь ночью его ждет важная работа. А колья и огромный запас патронов – ее главная составляющая. Потому что иначе с порождениями ада, живущими в этих водах, справиться невозможно.

Француз Ксавье Жанс начал неплохо. С мясистого, безумного хоррора «Граница», выполненного в духе современной французской школы ужасов – это когда максимум жестокости, грязи, чернухи, вони и крови. Потом был «Разделитель», так себе постядер. Шаг назад, два шага вниз. Потом и вовсе случился провал в виде «Распятия», которое в России вышло под названием «Заклятье: Наши дни». В том же году режиссер снял еще один «жутик», на сей раз сугубо лавкрафтианский, в основу которого лег роман «В пьянящей тишине» каталонца Альберта Санчеса Пиньоля.

Полагаю, именно оттуда эффектный нарратив и поэтические цитаты? Вряд ли эти моменты вышли из-под пера Хесуса Ольмо, сценариста, до этого работавшего над «28 неделями спустя». Героя всего два, если говорить именно о людях. Снято в Исландии (меньше) и на Канарах (больше). Многие, говоря об этой ленте, упоминают «Химеру» Винченцо Натали. Ух ты, куда уж больше рекомендаций, куда уж слаще! Но давайте расставим точки над “i”. Фильм правда камерный. Локации на самом деле эффектные, а съемки – натурные, как в старые добрые времена. Те, что под водой – так просто пальчики оближешь. Не обошлось без графики, но она хорошая и использована к месту, без перекосов и переборов.

Литературным отцом Ктулху действительно попахивает, да что там, смердит. Без явных отсылок, да неявных хватает. Взгляните только на дневник Вигеланда! Посмотрите на эти рисунки, где женщин оплодотворяют люди-рыбы, рептилии, ГЛУБОКОВОДНЫЕ. Одна из которых, наиболее безобидная, живет вместе с Грюнером на маяке – и это единственная параллель с «Химерой». Ночные атаки чертовски напоминают постядерные фильмы как про вампиров, так и про зомби: «Я – легенда» раз, «Я – легенда» два, «Я – легенда» три. Особой крови нет, буйства спецэффектов тоже.

Рептилоиды не отвратительны, у них куда больше общего с Эйбом из «Хеллбоя», чем с тварями, рожденными воображением Лавкрафта. Что до сюжета, то он просчитывается заранее, целиком, уже минуте на двадцатой. Хорошо это, плохо? У меня нет ответа, и мне непонятно, что именно пытался снять Жанс. Все-таки драму или хоррор о «неназываемом»? Похоже, что первое, поэтому про Говарда нашего Филлипса лучше забудьте. Многими «Атлантида» называлась чуть ли не проектом года в хорроре. На пару со «Снеговиком». В результате «Снеговик» попал во все возможные антирейтинги. Творение французского режиссера лучше, намного.

Но сюжет у него настолько же наивен, насколько наивны ранние рассказы Рэя Брэдбери. И вместо одного мы получаем совершенно другое – с огромным количеством САМЫХ банальных штампов, и дурацким, детским, почти сказочным финалом.

5/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook