764243 original“Fade to Black” (Затемнение) (1980). Это Эрик Бинфорд, и он ничтожество. Ему двадцать лет. Работает в небольшой кинокомпании, причем даже не разнорабочим, как его давний неприятель Ричи, а всего лишь развозчиком рекламных листовок. И если бы не начальник, отвратительный старик Бергер, и этого бы у Эрика не получилось, ведь у него нет собственного транспорта, старенький мопед он то и дело одалживает у Бергера, равно как и деньги на бензин. Девушки у Бинфорда нет. Друзей тоже нет.

Живет вместе с престарелой тетушкой Стеллой, давно прикованной к инвалидной коляске, истеричке с наклонностями первостатейного деспота. Но Эрик вовсе не чувствует себя тем, кем он, собственно, и является. Ведь у него есть фильмы. Он знает классику мирового кино наизусть. До каждого актера, каждой реплики. Смотрит ужасы, триллеры, детективы и вестерны по три ленты в день, засыпая с ними и просыпаясь с ними. Все бы так и продолжалось до бесконечности, если бы не Мэрилин.

Нет-нет, не та Мэрилин, всего лишь ее самозваная тезка, начинающая актриса из Австралии, очень похожая на свой исторический прототип. С ней Эрик случайно знакомится в закусочной, и после непродолжительной поездки на мопеде он набирается смелости и приглашает ее на свидание. В кино, конечно же. А она соглашается. Но в тот вечер у нее была еще одна встреча. И засидевшись с очередным кавалером, девушка напрочь забывает о том, что должна была увидеться с Бинфордом. А когда вспоминает – на дворе уже поздний вечер, почти ночь. Именно тогда у Эрика что-то замыкает в голове. Нет-нет, не тогда. Чуть позже. Когда к нему в комнату врывается тетушка, ломает кинопроектор, а потом…

Потом любимый племянник спускает ее с лестницы, в результате чего женщина ломает себе шею. Как в том фильме, что Бинфорд только что смотрел. Начало положено. Чудесной, но недолгой карьере киногероя с множеством лиц.

Во многих источниках «Затемнение» фигурирует как слэшер, хотя от слэшера здесь ровным счетом ничего нет (в отличие, например, от «Попкорна», снятого одиннадцатью годами позже). Это больше похоже на синефильский вариант «Таксиста», густо замешанного на хичкоковском «Психо» - то есть, и драма, и триллер, и ужасы, но не в духе классического хоррора, а скорее в рамках «маньячного кино». Именно это превращает «Затемнение» из потенциально шедеврального фильма в любопытную, но откровенно проходную работу, годящуюся лишь для одноразового просмотра. Хотя могло бы быть… О, это «могло бы»!

Восходящая (на тот момент) звезда Деннис Кристофер, сыгравший Эрика, Тим Томерсон – полицейский психолог, Микки Рурк в эпизодической роли Ричи. Отличная история, множество отсылок к классическим лентам, как ужасов, так и других жанров. Если бы, да кабы… Но сначала о хорошем. Это то и дело появляющиеся на экране кадры из фильмов вроде «Ночи живых мертвецов» и «Существа из черной лагуны», ряд сцен, воспроизводящих то, что мы видели, например, в «Поцелуе смерти» и «Психо». Не слишком-то стандартный злодей (хотя нестандартный ли! – помните «Театр крови» с Винсентом Прайсом?), и… И всё.

Остальное оставляет желать лучшего. Кристофер, несмотря на то, что сыграл он хорошо, никак не тянет на роль харизматичного убийцы «с выдумкой». Убийства неинтересны, более того, лишены логики. Откуда, черт возьми, этот неудачник взял пулемет?! Копия классической душевой сцены запоминается лишь ужасным кариесом и ужасными пломбами во рту отчаянно вопящей актрисы, которую определили на роль копии Монро, притом, что на Мэрилин она не будет похожа, даже если взглянуть на нее после литра крепких напитков и порции тяжелых наркотиков. Томерсон – дерево деревом. На Рурка приятно посмотреть, но его роль – просто никакая.

Бесконечные цитаты из «золотого фонда» Голливуда? Если бы они были бесконечными! Такое впечатление, что у режиссера и сценариста в наличии был только список пятерки наиболее известных фильмов в своих жанрах, их-то они и вспомнили. И ничего кроме них. Поверьте, упомянутые выше «Театр крови» и «Попкорн», при всех своих недостатках – абсолютные шедевры на фоне «Затемнения». Фильма, по-настоящему интересного только на бумаге и в виде синопсиса. Вот уж точно, кому бы не помешал римейк. Только снимать его должен человек, по-настоящему любящий и знающий кино. Вернона Циммермана, при всем уважении, к таковым отнести нельзя.

3/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook