775898 original“Replace” (Замена) (2017). Той ночью у Киры и Йонаса было пятое по счету свидание. Наутро она проснулась в его квартире одна. Он исчез. Слегка посмеявшись над собой, своей наивностью и верой в людей, девушка отправилась домой. По дороге решила позвонить лучшей подруге, Марте, чтобы рассказать ей об истории с Йонасом. Но получила отповедь, которая сводилась к тому, что Кира врет. Потом – «бип-бип-бип». Кое-кто бросил трубку. Странно. Еще страннее стало, когда она дошла до собственного жилища. Им оказался тот самый 3-этажный многоквартирный дом прямо у трассы. Его Кира видела прошлым вечером, когда ее привез туда Йонас.

На комоде раскиданы платежки. Свет, электричество, и так далее. Везде значится ее имя. Ее, не его! Не придумав ничего лучшего, Кира звонит своему теперь уже бывшему парню, но в ответ слышит, что «абонент недоступен». В телефонной книге собственного мобильника находит запись «дом». Звонит туда. Тренканье старого аппарата раздается прямо за ее спиной. В тот же день Кира встречает соседку, свою ровесницу по имени София. Логично, что прозвучит вопрос о Йонасе. Но красавица, живущая чуть дальше по коридору, кажется удивленной: какие такие мужчины? Их здесь уже давно не было. Как минимум несколько месяцев.

Провалы в памяти, безумие? У Киры появляются проблемы куда серьезнее. Сначала она заметила, как с ее мизинца на правой руке сходит кожа. Не придала этому особого значения. Но потом плоть в буквальном смысле начала гнить. Палец, кисть, рука, плечо, грудь. Как-то в ходе дружеских посиделок с Софией разбивается один из бокалов, и подруги – обе! – ранят пальцы об осколки. В одном из них остается кусочек кожи, не Киры, той, другой. И она прикладывает его к своей ране. Плоть моментально приживается! Хорошо, что девушка узнает больше о своей болезни. Плохо то, что она теперь знает, каким будет лечение.

Вам чуть за тридцать. Вы все еще молоды и красивы. Чего вы боитесь больше всего? Постареть, увянуть? Сгнить? О, это нормальная фобия, характерная очень для многих. Особенно для тех, кому есть что терять. Но возможно, вы не так уж здоровы, как думают окружающие? Ваша роскошная грива волос такая только потому, что вам приходится насыщать ее шампунями и присадками каждый день. Ваша кожа кажется идеальной только потому, что на ней лежит хороший слой «штукатурки». Вам завидуют. Но вы себе – нет. Потому что псориаз или гнойный дерматит – не повод для зависти.

Бьюсь об заклад, кто-то из авторов сценария, а их здесь целых три, включая легендарного Ричарда Стэнли («Железяки», «Песчаный дьявола», «Заброшенный дом»), страдал или по-прежнему страдает от кожных заболеваний. От псориаза безуспешно лечится всю жизнь некто Илай Рот – и именно эта болезнь, вернее ее жуткое обострение, подсказало режиссеру идею его «прорывной» «Лихорадки». Что до «Замены», то здесь две идеи сплетаются воедино. Какие именно – сказано чуть выше. У Киры все начинается внезапно. И прогрессирует быстро. Сначала палец. Как будто она долго-долго играла на гитаре. Не проходит и нескольких дней, как она уже напоминает плохо загримированного зомби из дешевого итальянского хоррора. Местами, не вся. Но скоро будет вся.

А она ведь молода, красива, полна жизни! Разве что страдает временной амнезией. Амнезия могла бы помочь ей тогда, когда девушка решится содрать кожу с трупа в морге, а потом убить барменшу в кабаке, куда наведается для того, чтобы «снять стресс». Мертвая плоть на ее теле не приживется, а вот та, что снята с живого, еще дышащего тела – то, что нужно. Не стоит сравнивать «Замену» с «самоистязательными» хоррорами вроде творений Марины де Ван. Не стоит считать этот фильм артхаусом, хотя именно таковым он иногда кажется. За счет музыки, за счет СОЗНАТЕЛЬНОГО отказа от реалистичности в пользу доминанты символизма, за счет работы осветителей, вдохновлявшихся, как я понимаю, одновременно и ранними работами Ардженто, и современным авторским кино.

Драма? Тоже нет. Хотя да. Ужасы? Тоже нет. Хотя да. Это не «Американская Мэри», не body-хоррор, не «Зараженная», не «Укус». Первая часть фильма напоминает притчу. Красивую, мрачную и пронзительную. Дальше – прогнозируемый, но все равно отличный твист и дальнейший уход в чистый sci-fi с Барбарой Крэмптон в роли то ли главной злодейки, то ли персонификации бессознательного, весьма условного Зла. И Зло это – лишь в глазах смотрящего. Сильно. Очень.

8/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook