788085 original“Curse of the Witching Tree” (Проклятие колдовского дерева) (2015). От бубонной чумы в Европе умерло более двухсот миллионов человек. Черная смерть была везде. Ее буквально можно было учуять в воздухе. А еще – страх. И страх рождал чудовищ. В эпидемии тут и там начали обвинять молодых женщин, без колебаний клеймя «ведьмами» всех тех, кого считали странными или чудаковатыми. В результате за те годы, что Европой правила Черная смерть, было казнено более 60 тысяч человек, обвиненных в колдовстве.

Среди них была и женщина, жившая на ферме Святого Джонаса. Ее, подозреваемую в убийстве собственного сына, повесили на дереве прямо во дворе собственного дома, затем, уже мертвую, расчленили и захоронили останки в девяти безымянных могилах. Но перед смертью, как и многие ей подобные, мнимая «ведьма» прокляла своих убийц, а также дерево, ставшее ее эшафотом, и места, его окружающие. С тех пор минуло пятьсот лет. На ферму Джонаса переезжает семья во главе с Амбер Торсон. Вместе с ней – ее дети, Джейк (он младше) и Эмма (она старше).

Дому без малого восемь столетий, однако он неплохо сохранился, а ремонтные работы, которые здесь регулярно проводились, не убили в нем дух старины. Жить можно. Но не слишком дружно – отношения у них сложные. Муж Амбер в коме – результат страшной аварии. И споры на тему, не пора ли отключить его, уже давно мертвеца, от аппарата жизнеобеспечения, не утихают, в последние недели став основной темой для обсуждений… и непреходящего психоза. У Джейка проблемы в новой школе. Там он изгой, белая ворона, пугало, жертва насмешек. И уж конечно, не последнюю роль в этом играет его новый-старый дом.

Ведь все местные прекрасно осведомлены о том, что случилось с той семьей, что жила здесь до Торсонов… Женщина, как и Амбер – мать-одиночка, дала своим детям снотворное. Потом сожгла их заживо и покончила с собой, повесившись в сарае. Именно туда завлекают Джейка его одноклассники, вооружившись колдовской доской. Игра или нет, но сущность из иного мира охотно отвечает на вопросы подростков, сообщая, что здесь сразу девять неприкаянных душ. А потом погибает один из мальчишек, Тайлер. Или то, что остальные видели в ванной, было лишь игрой воображения? Тогда как насчет той фигуры в холщовом мешке, скрывающем лицо?

«Проклятие колдовского дерева» - дебют британца Джеймса Кроу в полном метре. Ознакомившись с его «Домом Салема» и «Черным ручьем», я решил идти до конца и дать шанс первой работе режиссера, которая получила крайне противоречивые оценки. Кто-то хвалил этот фильм за атмосферу, ладную легенду и множество пугающих моментов, а также за хорошо подобранные локации и приятную глазу работу оператора. Другие отмечали актрис, сыгравших мать и дочь, утверждая, что каждая из них полностью вжилась в свою роль. Со всем этим соглашусь. И даже то, что матери в реальности 31 год, а ее экранной дочери – 27, не повод для усмешки; с кастингом проблем нет.

Проблема в другом. До этого Кроу снимал исключительно короткометражки – и скажите мне, как так получилось, что человек, набивший себе руку на миниатюрах, страшно переборщил с продолжительностью своего первого НАСТОЯЩЕГО фильма? Заигрался? Украли условные ножницы из условной монтажной? 100 минут – это немного. Но в данном конкретном случае хватило бы и часа с небольшим. Причем провисает действие не сразу. Первая треть – ОК, никаких вопросов и претензий. Но вот то, во что превращается «Проклятие» примерно на 40-й минуте и тянется как жвачка до 80-й, заставляет зевать и посматривать на часы. Это не делает фильм хуже. Он просто должен быть короче. Несмотря на то, что эта работа чисто визуально отдает телевизионщиной, снята она все же лучше «Черного ручья».

Но в плане мрака уступает «Дому Салема», на данный момент лучшему творению талантливого хоррормейкера из Кента. Что важно – здесь чувствуется его стиль и любимые приемы. Опять расплата за грехи условных отцов, опять мрачный дом с историей (но без привидений), опять природа как один из актеров на второстепенных ролях. Только если в «Ручье» речь шла о геноциде индейцев, то здесь ядро сюжета – массовые убийства невинных в чумные времена и охота на ведьм. В «Проклятии» хорошо почти все, и недостаток у него, по большому счету, только один: переизбыток лишних сцен. Простим это Джеймсу. И будем следить за его дальнейшей карьерой. Он это заслужил.

6,5/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook