790657 originalUsved «Uloc'h» (2014).

Блэк может быть эпичным. Монотонным, однообразным. Если он с приставкой «тру» или «депрессив», это нечто само собой разумеющееся. Песни по 10-15 минут, по славу Варга и Burzum. Но иногда некоторые заходят слишком далеко, к примеру, как этот француз из Usved, предположительно поющий (вернее, скримящий) на бретонском. Всего четыре трэка. Но каждый из них - по 20 и более минут, в результате чего получается не альбом, а похоронная песнь продолжительностью, равной стандартному фильму. Полтора часа. Полтора часа, Карл! Ну да ладно, бывало и такое - выпустил же талантливый австралиец из Midnight Odyssey двухдисковый полноформатник, и ничего, съели. Да только там было, что слушать. У Usved - это два-три ленивых риффа на каждый трэк. Без клавиш, акустических интерлюдий. Без ничего. Представьте себе ухудшенную копию каких-нибудь raw black финнов, и растяните ее до бесконечности. Плюс у «Uloc'h» только один. Если вы сможете прослушать этот альбом полностью и за один раз - вы настоящий маньяк и крепкий духом блэкстер. Ставьте себе памятник. Я уже поставил. 0/10

Fuath «I» (2016).

Хороший пример хорошего атмосферик-блэка. Это дебютный альбом, целиком и полностью спетый и сыгранный неким Энди Маршаллом из Шотландии, короткостриженным бородатым мужчиной 28 лет от роду, похожим на хипстера, который также играет (или играл) в еще шести блэковых и фолк-блэковых проектах, чьи названия мне ни о чем не говорят. Четыре песни. «В залах охотника», «Кровь», «Оракул», «Дух севера». От девяти до двенадцати минут. Особого разнообразия нет - «Det Som Engang Var» в кубе. Но ведь как атмосферно! Зима, холод, вьюга, сильный ветер с моря, скалы, каверны, снова зима, снова холод и вьюга. Главное - не сколько у вас риффов на песню, главное - как вы их используете. Отличная «бурзумятина». 7,5/10

Arcana XXII «Your Fatal Embrace» (2003).

Существует ли тяжелый металл в Намибии? Оказывается, существует. Играют его, разумеется, белые люди, потомки буров, т.н. африканеры. И их там очень мало, в особенности мало тех, кому по душе такая музыка - именно из-за этого Arcana XXII, выпустив несколько альбомов, распались. Попросту не нашлось музыкантов на замену ушедшим. А стоило ли мучиться? Вопрос без однозначного ответа. «Your Fatal Embrace» - это хэви с регулярными заходами в американский «павер» по образу и подобию Iced Earth, очень странной, нестандартной структурой как песен, так и альбома в целом. Вокалист - отдельный разговор. Он, как это принято сейчас говорит, чертовски «вариативен». То выдаст немного глухого гроула, то заголосит почти фальцетом, то споет пару строк глубоким баритоном а-ля готик-рок. И вроде играют хорошо. И вроде даже звук сносный. Но слушать тяжело. Ядра, единого стержня просто нет. 3/10

Nidhogg «Nidhogg EP» (2015).

Напомню: жил-был в свое время ультра-подземный проект Ildjarn. Музыка была сверхпримитивной, но стала со временем культовой. Работал Видар по большей части один, но иногда привлекал помощника, и им был именно этот Nidhogg (не путать с одноименной группой, тоже из Норвегии, и финским покойником из Nidhoggr). Он кратковременно воскрес в 2015 и тут же упокоился с миром - на данный момент проект значится «закрытым». В плане музыки он себе и девяностым изменять не стал. Это тру-блэк. Все песни строятся по одному сценарию: сначала вокал на первом плане, жужжание - где-то на бэкграунде, потом оно становится громче, и вот уже совсем подвальное «нечто» превращается в Ildjarn дубль два, только более мелодичный и в основном среднетемповый. Приведет в восторг фанатов вышеозначенной команды, остальных вряд ли заинтересует. 6/10

Sigh «Graveward» (2015).

«Авангардный блэк» - это звучало гордо в середине и конце 90-х, когда мы восторгались творчеством Korova и Korovakill, Angizia и тех же Sigh. Потом пришли норвежцы и все испортили. Не те, что вроде Dodheimsgard, Ulver и Manes, ударились в трип-хоп и передовую электронику, а те, что начали творить под вывесками вроде Self Spiller. Шизофренические партии саксофона (фактически просто атональный шум), безумные размеры - чем безумнее, тем лучше, визги и вопли, все в «лучших» традициях худших экспериментальных работ Джона Цорна. И когда я сейчас слышу об «авангардном блэке», невольно кривлю носом и нервно дергаю левой пяткой. Sigh - они такие. И другие. Выпустив гениальный «Scorn Defeat», японцы с головой погрузились в эксперименты. Какие-то были удачными, какие-то не очень. И вот они вернулись, выпустив свой второй по счету лучший альбом. Именно так надо играть ненормальный блэк. Мелодично и красиво. А когда «через одно место» - то так, чтобы слушатель восхищенно цокал языком. И без перегибов, перекосов. «Gallows Gallery» я не понял. После «Somniphobia» поставил уж было крест на этой команде. Как выяснилось - рановато. 9,5/10

Helheim «raunijaR» (2015).

Норвежцы продолжают гнуть свою линию. С начала 90-х мало что поменялось - это все тот же викинг-блэк а-ля Enslaved, только теперь все более брутальный, техничный, без продолжительных фортепианных пассажей, которыми они баловались на первых альбомах. Привет тебе Квортон, и тебе Варг, тоже привет. Вплоть до прямых цитирований, если, конечно, это можно назвать цитированием: финальная 10-минутная «Odr» - не просто трибьют Bathory образца «Blood Fire Death», а нечто среднее между кавером и плагиатом. Или, как говорил Джефф Уотерс, это у нас «концепция такая»? Ничего страшного, но немного странно для умудренной сединами группы, у которой полно своих отличных идей. Было. Потому что хоть «raunijaR» и слушается бодро, но не оставляет ощущение, что альбому не хватает цельности, да и хитов вроде «Jernskogen» больше нет. 5/10

Stielas Storhett «Drownwards» (2015).

Кто-то удивлен? Это больше не блэк. Во всяком случае, не «блэк» в привычном понимании слова. Дэмиен двинулся по стопам Кварфорта, в сторону прог-блэка, который пока еще рано называть чистым «прогом», и который, слава богам, не страдает «гитарной дрочкой» и наслоением аранжировок ради наслоения аранжировок. Тут много от пост-блэк и пост-металла как такового. Есть отличный чистый вокал, отменные мелодии, мощная доза сладжа и даже металкора. Каждую песню интересно переслушивать и переслушивать раз за разом, все они многослойные, вкусные, как, мать вашу, только что приготовленной торт из частной парижской кондитерской. Великолепный продукт абсолютно европейского (в хорошем смысле) уровня. И уровня тех же Shining. 10/10

Secrets of the Moon «SUN» (2015).

И это тоже уже не блэк. Немцы по-прежнему играют «монументальную» музыку, но делают это немного по-другому. Скриминг исчез. Вместо него - отменное чистоголосье. Длиннющие, «эпичные» песни. Похоже на то, что могло бы получиться, если кому-то пришло бы в голову скрестить поздний Bethlehem и Katatonia. Великолепная гитарная работа. Много акустики. Заходов на территорию King Crimson - но без фанатизма. Ряд трэков намертво врезаются в память, хотя они далеко не радио-формата. Мощный, очень мощный и взрослый альбом. Не тот тип «взрослости», когда все искусно сыграно и записано, а все равно скучно, не тот тип «взрослости», когда вместо блэка музыканты начинают играть поп-панк или нечто с приставкой «пост». Это темная и мрачная музыка, красивая до одури и великолепно структурированная. Многие тру-блэкстеры в плане атмосферы и рядом не стояли. 10/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook