373243 original“Maniac Cop” (Маньяк-полицейский) (1988). Он тщательно следит за тем, чтобы форма всегда была как с иголочки. Белоснежные перчатки, идеально чистый костюм, бляха с фамилией «Корделл», отчищенная до блеска. Образцовый полицейский просто не может выглядеть неряхой. Даже если выходит на дежурство только для того, чтобы убивать случайных прохожих. Первой становится официантка из ночного бара, юная Кэти. Возвращаясь домой, она чуть было не становится жертвой двух уличных грабителей, с трудом отбивает у них свою сумку, и устремляется к стоящему неподалеку копу. Но понимания не находит, не говоря уже о защите.

Он сворачивает девушке шею, ломая не только позвонки, но и трахею. На следующее утро обоих воришек задерживают полицейские, и естественно, они не верят в россказни о том, что Кэти была убита их коллегой. На улицы Нью-Йорка вновь опускается ночь, и «номером два» становится парень за рулем «Камаро», застрявший на дороге из-за того, что отвлекся на свою подружку, сидящую рядом. «Тук-тук». Коп, просит выйти, показать документы. А потом достает огромный нож и им полосует лицо незадачливого водителя. Номер три – пожилой мужчина, на которого маньяк надевает наручники, и потом закапывает лицом в свежий цемент.

За дело берется детектив по имени Фрэнк МакКрэй, который уверен в том, что в городе и правда бесчинствует псих в полицейской форме. Начальство не горит желанием устраивать тотальные проверки, и тогда Фрэнк делает ход конем, «сливая» информацию прессе. Тут же по радио и телевидению проходит несколько сюжетов, и вполне добропорядочные люди начинают сходить с ума, подозревая в каждом человеке в форме убийцу. Так, например, дама, чей автомобиль «закипел», при виде копа в зеркале заднего вида, запирает двери, а потом в буквальном смысле выносит мозг бедняге, который просто решил осведомиться, нужна ли ей помощь… Толпе надо выдать «виноватого»? Нет проблем. Им становится Джек Форрест, офицер, жена которого после того, как узнала, что благоверный ей изменяет, была найдена мертвой.

МакКрэй, однако, уверен, что Форрест здесь не причем. И он прав. Потому что ночами в Нью-Йорке собирает кровавую жатву совершенно другой человек. Вернее, не совсем человек…

Ирония судьбы: самым известным фильмом из трилогии, посвященной похождениям Мэтта Корделла, стал сиквел. Его-то я первым делом и посмотрел много лет назад. Затем – третью часть. И вот только сейчас пришло время «номера один». Предсказуемо он оказался лучшим из всех трех. С точки зрения креативности, проработки сюжета, кастинга. И правдоподобности. Вторая часть в большей степени была зомби-слэшером, а третья – так и вовсе активно заигрывала с вудуистской мистикой. То есть, чистокровные «жутики». А вот к «оригиналу» вполне применимо такое определение как «триллер» или «полицейский хоррор».

Уильяму Ластигу, режиссеру, ранее отметившемуся «Маньяком» и позже – «Дядей Сэмом», рассказывать о психопатах всех мастей не впервой, однако именно эта лента стала своеобразной вехой, новой страницей в саге о кино-психопатах. Убийца, свихнувшийся еще в детстве (Майерс), ребенок, превратившийся в «буйвола»-зомби (Вурхис), педофил, которого заперли и сварили заживо в котельной (Крюгер) – все эти типажи были, конечно, яркими, но до Ластига еще никто не додумался превратить в (анти)героя мертвого полицейского, которому уже не важно, кого убивать, главное – больше крови, желательно – еженощно.

Роль Корделла во всех трех фильмах сыграл Роберт З’Дар («Танго и Кэш»), но здесь он еще не обзавелся стандартным зомби-гримом, и если не считать парочки уродливых шрамов, чисто визуально – он обыкновенный человек. Что его герою только на пользу – жертвы сами идут к нему навстречу. В плане жестокости – ничего особенного, это все-таки не стопроцентный слэшер, поэтому дело, по большей части, ограничивается перерезанными глотками и переломанными шеями. Не минус ни в коем случае! Если бы каждый раз Мэтт использовал какое-нибудь хитрое орудие, веры в реальность происходящего было бы меньше. А так – представьте себе: оклеветанный коп, изуродованный и чуть не убитый сокамерниками в тюрьме, возвращенный к жизни талантливым врачом, выходит на тропу войны. Почему бы и нет?

О кастинге я упомянул не просто так. Форреста сыграл Брюс Кэмпбелл, а МакКрэя – Том Эткинс. Этих двоих – а также самой фабулы, и грамотного сценария авторства Ларри Коэна («Телефонная будка», «Похитители тел», «Возвращение в Салем») – уже достаточно, чтобы занести первого «Маньяка-полицейского» в список хорроров, обязательных к просмотру. Ну а потом и сиквелы. Как известно, расцвет слэшеров пришелся на восьмидесятые, хотя такие фильмы снимали и десятилетием раньше, снимают и тремя десятилетиями позже. Но именно время дурацких причесок, глэм-рока и «Девяти с половиной недель» одновременно было временем расцвета слэшеров. 1988 год – уже почти закат. «Маньяк-полицейский» на этом фоне стал одним из лучших жанровых фильмов уходящей эпохи.

7,5/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook