359084 original"Tarantula" (Тарантул) (1955). По аризонской пустыне бредет человек с чудовищно изуродованным лицом. Он получил эти увечья не по чьей-то злой прихоти, а в результате страшной мутации, которая свела его, талантливого биолога по имени Эрик Джейкобс, в могилу буквально за несколько дней. Тело находят у дороги близ маленького городка Дезерт Рок, и на опознании бывший коллега и начальник Эрика, профессор Джеральд Димер, не сомневаясь ни минуты, уверяет старика-шерифа, Джека Эндрюса, и сельского врача, Мэтта Гастингса, в том, что мертвец на самом деле являлся Джейкобсом.

Тут же находится и причина смерти: оказывается, всему виной акромегалия – нарушение функции гипофиза, следствием которого являются деформации лица, шеи, кистей рук и стоп. По словам Димера, его помощник сначала жаловался на боли в шее, на следующий после этого день начал меняться, а потом в состоянии бреда сбежал в пустыню, где и умер. Гастингс Димеру не верит: во-первых, профессор явно темнит и что-то скрывает, во-вторых, акромегалия – крайне редкая болезнь, развитие которой занимает годы, но никак не 4-5 дней! Возможно, ответ кроется в экспериментах, который Джеральд проводит в своей наглухо закрытой от посторонних лаборатории в 30 милях от Дезерт Рока?

В одной из клеток сидит белая крыса размером с овчарку, во второй – морская свинка размером с человека, а в третьей – огромный тарантул, который за 22 дня стал больше своих сородичей в 100-150 раз. Все это благодаря магической сыворотке, заставляющей расти живые организмы с нереальной скоростью – по мнению профессора, так можно избавить планету, которой грозит перенаселение, от голода. Но одними только опытами над животными дело не ограничилось – сыворотку ввели в свой организм все трое, кто работал над проектом. Ныне уже покойный Эрик, второй ассистент Джеральда - Пол, и сам Димер. Вскоре после гибели Джейкобса, Пол, тоже ставший жертвой чудовищных мутаций, нападает на профессора, завязывается драка, в ходе которой начинается пожар, и разбивается вдребезги террариум с огромным тарантулом. Тварь немедля сбегает в пустыню и, постоянно прибавляя в размерах, открывает охоту на людей…

Джек Арнольд – имя для американской хоррор-фантастики знаковое. Как минимум, из-за того, что именно он снял фильм «Существо из Черной лагуны», ставший общепризнанной классикой не только студии Universal, но и всего поджанра ”monster-movies”. На его счету – и сиквел этой ленты, и «Оно пришло из открытого космоса» (чьим вольным римейком позже стало «Нечто» Карпентера). Но если все вышеупомянутые фильмы – типичная для тех времен, по-детски наивная и совершенно не страшная фантастика, то «Тарантул» - чистый хоррор, который даже сейчас смотрится с интересом, более того (удивительно, но факт), может не только увлечь, но и напугать.

Возможно потому, что в центре повествования – огромный, размером с океанский лайнер паук (который и в «стандартном»-то своем виде представляет малоприятное зрелище), а не болотное чудо-юдо в милом и смешном костюме, таскающее из кадра в кадр эффектно упавшую в обморок красавицу. Загибайте пальцы. Нападение на коней и расправа с фермером. Убийство двух мужчин в грузовике. Атака на дом Димера. Это, как минимум, три эпизода, которые, на мой взгляд, ну ничем не уступают самым ярким моментам из современных хорроров на тему животных-убийц, насекомых-мутантов и чудовищных пауков (чего стоит только крупный план пасти чудовища, заглядывающего в особняк профессора!).

Хронометраж «Тарантула» невелик, всего чуть более 70 минут, что также идет ему на пользу. Большинство этого времени заполнено диалогами, но они совершенно не утомляют; потому что хорошо выстроены и неглупы. Есть в фильме и определенные «научные» нотки, но насколько к ним подходит приставка «псевдо», мне сказать сложно – все же я не ученый. Звучат все гипотезы, во всяком случае, здраво, никаких «атомов, расщепляемых на молекулы наночервяками» и подобной (явной) околесицы тут нет. А ближе к финалу нам даже покажут кратенький документальный фильм о тарантулах, и в ходе него – прочтут столь же кратенькую лекцию о том, что собой представляют эти пауки.

Диалоги равномерно сменяются напряженным действием, главные герои каждый по-своему симпатичны, а сам мутант и кадры с ним никоим образом не просятся в пыльный чулан за дверью с надписью «устаревший киномусор». Как именно были сняты нападения с участием гигантского тарантула, и прочие технические уловки – все это угадывается на раз, но чего у Арнольда не отнять, так это того, что он смог в 1955-м снять атмосферный, пугающий фильм, главная тварь в котором и по сей день выглядит эффектно (грим на лицах ученых - кстати, тоже). На заметку любителям «имен» - приглядитесь к лицу пилота самолета в конце. Это еще совсем молодой и никому тогда не известный Клинт Иствуд. «Тарантул» - признанная классика sci-fi, которая занимает ступеньку ниже «Существа из Черной лагуны». А должно было бы быть наоборот.

8/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook