899411 original“The Beast with Five Fingers” (Зверь с пятью пальцами) (1946). Конец 19-го века, небольшая итальянская деревушка Сан-Стефано. Близ нее высится поместье, в котором отшельником живет гениальный пианист Фрэнсис Ингрэм, не так давно, в результате инсульта, парализованный на правую сторону тела и вынужденный теперь использовать для передвижения по дому инвалидную коляску. Он продолжает играть – но только левой рукой, всякий раз считая, что потерял ровно половину своего таланта.

В обратном его регулярно уверяют двое. Сиделка Джули Холден, молодая и эффектная блондинка, в которую старик, конечно же, влюбился, как только увидел, и давний друг, художник и музыкант (мало кому, в отличие от Ингрэма, известный) Брюс Конрад. Всегда одетый с иголочки, обладающий неподражаемым шармом, он последние годы занимается тем, что облапошивает наивных туристов, продавая им обыкновенные камни под видом драгоценных. И у него к мисс Холден… чувства. Взаимные. Помимо этих двоих, в поместье постоянно проживает штатный астролог Фрэнсиса, Хиллари Камминс, день и ночь проводящий в его богатейшей библиотеке.

Именно он первым узнает о романе Джули и Брюса, пытается рассказать правду Ингрэму, но что же получает в ответ? Если бы не сиделка, старик придушил правдоруба одной лишь левой рукой! Ночью пианист просыпается от грохота стекольных рам: окна в его спальне открыты нараспашку. Ему видятся странные вещи, пугающие его до смерти. Кого звать на помощь в таком случае? Конечно, ту, которую любит, которой доверяет больше чем самому себе. Но Джули не приходит, а Фрэнсис в результате падает с лестницы. Наутро медикам не остается ничего иного, кроме как констатировать смерть от несчастного случая.

Через несколько дней в поместье прибывают ближайшие родственники покойного: его шурин и племянник, Рэймонд и Дональд Арлингтоны. Они уверены: все, что было у Ингрэма (а наследство у него богатое!), достанется именно им. Однако когда нотариус зачитывает завещание, оказывается, что отнюдь не эти двое теперь сказочно богаты. Старик оставил дом и денежные средства Джули. Тем же вечером она видит, как в склепе, куда поместили тело Фрэнсиса, то гаснет, то вновь загорается свет. А ночью уже ВСЕ кто, находится в доме, слышат любимую мелодию мертвеца: фортепиано гремит на полную! Перед этим погибает нотариус – и последнее, что он видел перед смертью, была рука, чертовски знакомая рука с хорошо знакомым перстнем…

«Зверь с пятью пальцами» - единственный хоррор, снятый студией Warner Brothers в 40-х, и куда больше чем на ужасы, этот фильм похож на детектив. Во всяком случае, в нем совершенно не чувствуется мистики. Саспенс есть, но именно тот, что нам знаком по Хичкоку. Пианист отходит в мир иной примерно на середине ленты, а дальше мы ждем, в какой именно очередности будут погибать люди, ставшие гостями его дома, и каким будет ответ на классический вопрос: «Кто убийца?». К сожалению, он ясен почти с самого начала. Достаточно только посмотреть на этого востребованного в Голливуде, но вечно переигрывающего актера…

«Востребованного», разумеется, в прошедшем времени, ведь перед нами постановка, которой в 2018-м исполнилось 72 года! Не каждому человеку суждено столько прожить. А «Зверь» прожил и нисколечко не постарел. Если бы не черно-белая пленка и некоторые особенности актерской игры, его можно было смело запускать на экраны кинотеатров и сейчас. Правда, попкорновая публика вряд ли оценила бы творение Роберта Флори. Тут надо думать, внимательно наблюдать за происходящим и прислушиваться к диалогам, ни один из них не пропуская мимо ушей. Даже если вы считаете, что раскусили сценариста со всеми его загадками.

В который раз удивляюсь: как же так умудрялись снимать фильмы люди, родившиеся еще в позапрошлом веке, что эти их 80 минут равны сегодняшним двум часам? Никаких спецэффектов, при этом никакой экономии на смертях и ненужной «воды». Уже в первой трети, да что там, после первого же знакомства вы знаете, кто есть кто, со всеми нюансами характеров! Саспенс при этом бьет по мозгам, а атмосфера – не чета голливудским бумбастерам. Вот как так? Вопрос риторический. Вернемся к «Зверю». Его хронометраж, для тех времен довольно-таки внушительный, полностью оправдан. И если я угадал, кто тут злодей, это не значит, что угадаете вы.

Более того, даже если так, удовольствия от просмотра это никоим образом не испортит. Повторюсь: фильм в большей степени детектив, чем хоррор, но это не мешает провести параллели с «Руками Орлака» - именно той классикой, еще немой, 1924 года, явно вдохновлялся Курт Седмак, писатель-фантаст, написавший сценарии к таким лентам как «Существо с атомным мозгом», «Человек-волк» (1941), «Я гуляла с зомби». И к этой, понятно, тоже. А еще была новелла Уильяма Харви, изданная в сборнике «Новый Декамерон» 1919-го – она-то (официально) и легла в основу сюжета. Что до режиссера, то в 1932-м он снял «Убийства на улице Морг» с Белой Лугоши – но после «Зверя» никаких попыток сделать что-либо в рамках жанра больше не делал.

7/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти четыре тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он еженедельно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook