354355 original"4" (2004). На место четырех бродячих собак, греющихся холодной зимней ночью на остывающем, но все еще теплом асфальте, приходят клювы четырех дробильных машин, которые начинают деловито разрушать то, что было совсем недавно построено. Четверо в унисон взвизгнули, и четверо в унисон начали дробить, вскрывать, раскалывать на части. Совсем рядом, в пустующем кафе с сонным барменом у стойки, собрались трое. Один недавно оторвался от рояля, другой – смыл с себя вонь скотобойни, третья – пришла сюда, чтобы залить парой-тройкой коктейлей уже почти закончившуюся ночь, полную щедро оплаченных оргазмов. Они говорят о Китае, собаках, «голубых», президенте и его жене, а также о том, что пьет президент, и сильно ли пьет его жена.

Первый представился «просто Владимиром», химиком из закрытого учреждения. Второй – Олегом Николаевичем из администрации президента. Третья – Мариной Борисовной из рекламного агентства. После того, как будут закончены разговоры о поставках питьевой воды в Кремль и новом японском чудо-препарате для офисных работников, Володя расскажет свою историю. О клонах. Опыты, говорит он, начались еще в 1947-м. И сейчас старшему из искусственных людей – 44. Всего их было около сорока, в одной только Москве – порядка двенадцати. «Четыре» - вот идеальное число для клонов, вот число, на котором держится мир, продолжает настройщик роялей.

Потом он уйдет в ночной клуб, при выходе из которого его задержат по обвинению в убийстве. Совершенном в Саратове, городе, где Владимир никогда не бывал. Точно таким же человеком, как он. Его клоном. Олег, продавец мяса, отправится в ресторан, где ему предложат фирменное блюдо – круглых поросят. Покажите! Показали. Действительно круглые. Целых четыре. И мифический сотрудник администрации президента вернется домой, к отцу, помешанному на стерильности и не дающему знакомым в долг, потому что все купюры пересчитаны – а как можно дать в долг, если вернут НЕ ТЕ купюры, с другими номерами?!

Четыре ЗИЛа с лопатами сгребают тонны утреннего мусора, грязи и снега, распугивая четырех бродячих собак. А Марина едет в Малый Окот. Свою родную деревню, где днем ранее умерла одна из ее трех сестер-близняшек. Соседи по дешевому купе жрут и пьют, жрут и пьют. Как свиньи. За окнами поезда – трубы, колючая проволока, серые панельки. «Далеко едешь?» – «На полигон, из гранатомета стрелять». – «В армии служишь?» – «Да нет, мне психиатр прописал, для головы». Жрут и пьют, черными ногтями, грязными руками. За окнами – ТЭЦ, мгла, дым и окраинные, вечно несчастливые дома. Когда поезд приезжает в Малый Окот, села не видно и на горизонте. Надо идти. Далеко, под лай собак, мимо пустырей, по засранному мертвому чернозему. К бабкам, пьющим самогон, каждая за троих мужиков. К сестрам, которых некому трахать. «Зою убили?» - «Нет, умерла. Подавилась». И вокруг – сплошные куклы из хлебных мякишей с уродливыми лицами. Снова самогон, и снова вой собак.

Если вам о чем-то говорит имя Ильи Хржановского, то мне – ни о чем. Для меня это просто амбициозный режиссер одного фильма, сценарий к которому написал месье Сорокин (да-да, именно тот Сорокин), и который был снят на российско-голландские деньги с участием как профессиональных, так и непрофессиональных актеров. Например, бабушек из глухой деревни, которые вполне искренне воют на ненастоящих похоронах и устраивают дебош, матерясь почем зря, тряся обвисшими грудями. Еще есть Сергей Шнуров в замечательной, но краткой роли Володи, а также красавица-стриптизерша (?) Марина в роли Марины и две ее сестры-копии. «Четыре» - конечно, артхаус, конечно, глубокомысленный, конечно, эпатажный, конечно, мрачный, и, конечно, сходу понятный лишь завсегдатаям модных хипстерских кафе, расположенных внутри Бульварного кольца.

Обыкновенно я могу найти смысл даже в тех фильмах, где этого смысла нет. Мне достаточно лишь едва уловимых намеков, а еще я привык думать и читать между строк. Но никакого объяснения тому, что показано в «Четырех», я не вижу. Фильм о грязи человеческой, о том, какое все мы говно? Или о том, что жизнь в России заканчивается даже не за МКАДом, а внутри него, в то время как за границами кольцевой – и вовсе пандемониум, населенный отвратительными подобиями людей, которые могут только бухать и жрать как свиньи? С грязными ртами и такими же грязными мыслями.

Все два часа не оставляет впечатление, что эту ленту снимал не только лютый русофоб (если что, заподозрить меня в ура-патриотизме – задача сложная и почти невыполнимая) и комнатный столичный эльф (удержусь от более жестких формулировок), но и человек, которому действительность, лежащая за пределами внутримкадья, кажется дикой, непонятной, пугающей. А когда не понимаешь, принято ненавидеть. Снято, впрочем, достойно. Если вы хотите увидеть тотальный мрак и депрессуху, то этот фильм ждет вас с нетерпением, аж диск подскакивает на полочке. Россия, гадкая, страшная, отвратительная, полная пустыми людьми с лицами зверей, - это гимн в ее славу. Но месседж в «Грузе 200» и даже в «Зеленом слонике» был понятнее. Обе те ленты были натуралистичнее, жестче и мрачнее. В них хватало чернухи, досыта, доверху, потому что она там была нужна.

А смысл существования «Четырех» мне лично непонятен. Хржановский бесспорно хорошо знаком с тем, как надо снимать кино, он хорошо умеет это делать чисто технически. (Браво - за сугубо «механический» саундтрэк, браво - за работу оператора). Но вместо искусства и самовыражения у молодого режиссера получился эпатаж ради эпатажа, кадр ради кадра, сиськи ради сисек, невнятный символизм (к чему эта привязка к числу "4"?) и слабый плевок непонятно в чью сторону, так и не долетевший до цели. Впрочем, финальный эпизод с гибелью Олега, деревенской мразью (а как еще?), снимающей с руки трупа дорогие часы, и четырьмя грузовиками, поливающими водой мокрую дорогу, весьма красноречив. Загадочная русская душа – она, оказывается, вот такая. Полная говна. Это и есть месседж?

2/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook