348757 original"Down / The Shaft" (Лифт) (2001). Милленниум Билдинг – не только одна из нью-йоркских достопримечательностей, но и настоящий монстр из бетона и стекла. 102 этажа: множество частных апартаментов, а также офисов, в которых работают 15 тысяч человек. 73 лифта: каждый день они перевозят 30 тысяч людей. Однажды ночью над неофициальной столицей США сгущаются тучи, сверкают молнии – и одна из них попадает точно в Милленниум Билдинг. Обходится без видимых последствий и повреждений, однако на следующий день в небоскребе снова застревает экспресс-лифт.

Это уже третий случай за неделю. И каждый раз прибывавшие на место механики не могли обнаружить никаких неисправностей – техника, по их общему мнению, работала в идеальном для себя режиме. После разряда молнии, ударившей в крышу 102-этажного здания, в лифте застряло порядка десяти беременных женщин, только что вышедших из офиса, где проводятся курсы будущих матерей. Диспетчеры моментально отрубили электричество, но кабина все равно пошла вниз, вопреки всем правилам и здравому смыслу. Никто не пострадал, разве что несколько детей родились чуть раньше срока.

Но потом лифт начал не только пугать, но и убивать. Первым стал похотливый слепец-миллионер, собиравшийся домой после очередного посещения парикмахерской. Когда открылись двери кабины, за ними оказалась черная пустота шахты. И старик рухнул вниз, а следом за ним – его пес-поводырь. Следующая жертва – один из двух идиотов-охранников, Энди. Он и его напарник, Гари, до поры до времени развлекались тем, что подглядывали в подзорную трубу за жителями соседнего небоскреба, да и просто делали все что угодно, кроме выполнения своих рабочих обязанностей.

Вскоре после гибели слепца они тоже обратили внимание на то, что лифты работают как-то странно. Удивились, посмеялись – пока не случилась беда. Открываются двери, затем закрываются, зажимая голову Энди, а сверху двигается кабина металлического монстра… Приглашенные спецы по ремонту этих систем, Марк и его закадычный друг Джеффри, не находят никаких причин, по которым лифты начали жить какой-то странной, своей особенной жизнью. Но именно Марку и его случайной знакомой, настырной репортерше Дженнифер, придется распутать тайну убийств в Милленниум Билдинг…

Эта история началась в 1983 году, когда в Голландии режиссер-дебютант Дик Маас снял фильм о взбесившемся механизме, который должен перевозить людей, но вместо этого стал их «поедать». Этот хоррор так и назывался: «Лифт» (в оригинале – тоже). Прошло много лет, Маас стал маститым и уважаемым режиссером у себя на родине, в Нидерландах, а потом каким-то чудом он оказался частью машины-убийцы под названием «Голливуд». В результате был снят римейк «Лифта».

Привлечен внушительный бюджет, собран впечатляющий актерский урожай (Наоми Уоттс, Майкл Айронсайд, Рон Перлман и другие; причем, заняты они в ролях первого и второго плана, а отнюдь не в эпизодах). И римейк превратился из чистого «жутика» в нечто мультижанровое. Начало – чистый хоррор. Потом – триллер. Затем – террористы, президент США, спецназ, ракеты (!), взрывы и пальба. Наконец, мелодрама (иначе зачем уделять столько внимания романтической линии между Марком и Дженнифер?).

Находится место и юмору. Например, надолго запоминается сцена с незрячим стариком, который чертовски любит «смотреть» (руками) на свою юную и хорошенькую парикмахершу, из-за чего его редкие волосы обретают восхитительный болотно-зеленый цвет. Или эпизод со скейтбордистами, вставленный исключительно улыбки для и лишнего убийства ради. Когда лифт сначала засасывает одного из панков, а затем (в буквальном смысле) выплевывает его с 86-го этажа. Это может показаться трэшем, но мне кажется, что у Мааса просто хорошее чувство юмора и он, прекрасно понимая, что Голливуд превратит его изначальную идею о технократическом кошмаре в типичный балаган, решил сам устроить цирк имени себя.

Оттуда же – персонаж Марка, который регулярно получает в морду, а когда пытается примириться со своей девушкой, то обнаруживает, что у нее дома принимает душ незнакомый мужчина. Оттуда же – встреча с вдовой бывшего коллеги Джеффри, которая оказывается полоумной чернокнижницей. Оттуда же – заголовок на первой полосе газеты, где работает Дженнифер, с шутливой цитатой Марка: «Один из десяти пассажиров не выходит из лифта живым». (Кстати, а вы знали, что в этих быстрых гробиках, снующих между этажами, ежегодно застревают 1 000 832 человека?). Оттуда же – выступление ПРЕЗИДЕНТА, преисполненное пафоса и ТРАГИЗМА. Оттуда же – заговор ГЛАВНОГО механика и безумного НЕМЕЦКОГО ученого.

Ну разве можно воспринимать такой фильм серьезно? Хотя для некоторых и «Крепкий орешек» - серьезное кино. Не смешно становится только один раз. Когда понимаешь, что Маас во многом предсказал катастрофу 9/11. Он шутил, но в каждой шутке… «У террористов тоже есть самолеты». Хронометраж «Лифта» составляет почти два часа, но фильм не скучен. Много экшена и немного «мяса», черный юмор и более десятка смертей, типично американская «клюква» и хороший актерский состав. Совершенно несерьезное кино, которое прекрасно смотрится в большой и пьяной компании.

7/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook