351225 original"Entity" (Бытие) (2012). Все серии британского телешоу «Мрачные тайны» строятся по одному и тому же сценарию. Продюсеры находят место с темной и запутанной историей, будь то в Европе, Северной Америке или Азии, после чего туда вылетает ведущая, Кейт Хадсон, и в паре с медиумом, а также провожатым из «местных» пытается разобраться, почему именно этот дом населен призраками, и почему именно этот бункер кишит тенями живых мертвецов. Последним пунктом назначения Кейт и ее команды стала Россия.

«Последним» – потому что больше их никто и никогда не видел; как водится, остались только видеозаписи. Начало было положено, когда Хансен заинтересовалась историей о тридцати с лишним трупах, обнаруженных российскими военными в 1998 году посреди безлюдного сибирского леса. Среди них были и мужчины, и женщины, все – взрослые люди, ни одного ребенка. Больше никаких подробностей. Кем они были, как их звали, почему они умерли. Через три года дело было закрыто. Захоронение находилось близ поселка под названием Садович, и именно туда направились британские телевизионщики.

Кейт, операторы Мэтт и Дэвид, экстрасенс Рут Пикок, а также их проводник, русский писатель по имени Юрий Левков. Рут и правда является медиумом; лучшее тому подтверждение – то, что она видит призраков на лесной поляне, той самой, где находилась братская могила. Хансен и прочие их не видят. Зато видим мы. Что они говорят? Не разберешь. Здесь нет ни одного жилого дома, ближайший город – в ста километрах пути. Но за лесом находится старая заброшенная фабрика. Именно туда и направляются наши герои, ведомые мисс Пикок. По ее словам, это здание пронизывает сильная энергия, более того, она слышит голоса, требующие от гостей убраться отсюда куда подальше.

Кто бы ни пытался заставить Кейт и ее коллег немедля бежать с завода, из окружающей его мрачной чащобы, и дальше, еще дальше – они были правы. Потому что эта мрачная обитель – совсем не фабрика. Там, страшно говорить, КРОВАВАЯ ГЭБНЯ проводила зверские эксперименты над ЛИБЕРАЛЬНО НАСТРОЕННЫМИ ЭЛЬФАМИ с ПАРАНОРМАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ («Они держали здесь людей! Они убивали их! Людей! Таких же, как я!»), и теперь здание ПРОКЛЯТО.

Что не удалось лютому русофобу Ренни Харлину, то с блеском выполнили начинающие британские кинематографисты. Все хорошее, что есть в «Бытие», начинается и заканчивается до появления титров (не финальных). Картинка с камер наблюдения за одной из палат, где корежится несчастный психопат. Но психопат ли это? Да и вообще, человек ли? Дата на видеопленке говорит нам о том, что специалисты КГБ в 1983 году использовали новейшее оборудование, о котором американцам стало известно лишь во второй половине 2000-х. Затем мы переносимся в 21-й век и попадаем в сибирское местечко под совершенно не сибирским (да и вообще не русским) названием.

Ну а когда съемочная группа оказывается на заводе, который совсем не завод, а психиатрическая лечебница, она же – пыточная, то первым делом вступает в контакт с ДУХОМ по имени… Мишка. Олимпийский? Нет, не похож. «Этот человек обладал огромной, огромной силой. Они убили его!». Монологи Рут достойны того, чтобы их запечатлели в граните, которым бы потом крушили головы неумелым сценаристам. Я, признаться, удивлен тому, что ни в СТРАШНОМ СИБИРСКОМ лесу, ни в ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ ИМЕНИ СТАЛИНА, Хансен и прочие не обнаружили ни одного медведя, играющего на балалайке, и ни одного красноармейца с бутылкой водки в руках. Даже в «Запретной зоне» был медведь! А тут – нет. Недоработка.

Возможно, будь я малообразованным цыганом, смотреть «Бытие» было бы проще. И не так смешно. Можно было бы сконцентрироваться на сюжете (которого нет). Но я родился в России, и с серьезной миной воспринимать эту термоядерную «клюкву» не могу. Не на пользу фильму идут и актерские работы. Я понимаю: бюджет – всего 25 тысяч долларов. Я понимаю: экономить надо было на всем. Но почему нельзя было превратить истуканов-дуболомов хотя бы в подобие третьесортных персонажей третьесортного хоррора? Играть не умеет никто, да никто и не старается. Особняком стоит сербский (?) британец Бранко Томович. Николай Валуев в роли Гамлета выглядел бы примерно также.

«Это был дух человека, которого держали и пытали здесь. Его зовут М-И-Щ-Ь-К-А. Он заперт здесь и жаждет мести». Диалоги и сценарий – слезы с кровью. Действия нет в принципе. Нет атмосферы, нет саспенса. Вообще ничего. Единственный плюс «Бытия» – то, что это не совсем псевдодокументалистика. Скорее, фильм в фильме. И – чисто технически, с учетом крохотного бюджета – снят он терпимо. Вот только не знаю, стоит ли его из-за этого смотреть? Если вам хочется сибирской жанровой экзотики, будьте добры, идите и купите диск с «Тайной перевала Дятлова» Харлина. Сибири там тоже не будет, но будет качественный хоррор.

0/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook