352120 original"Die Farbe" (Цвет) (2010). 1975 год, Аркхэм, США. Именно здесь начинается история Джонатана Дэвиса, молодого человека, тщетно пытающегося отыскать своего пропавшего отца. Но даже участие в деле частного детектива не приносит желаемых результатов, а единственная зацепка носит имя маленькой немецкой деревушки, затерянной в Швабско-Франконском лесу. Уверенный в том, что именно там теряется след Дэвиса-старшего, Джонатан садится в самолет и отправляется по ту сторону океана, в Германию, где продолжает путь уже на машине. Вскоре его взору предстает искомая деревня, жизнь в которой теплится разве что в единственной гостинице и баре при ней.

«Вы видели этого человека?» - местные бросают взгляд на фотографию времен Второй Мировой Войны, и все как один отвечают «нет». Исключением становится старик Армин Пирске, который узнает человека, изображенного на черно-белой карточке. Они встретились вскоре после окончания войны, когда Дэвис-старший вместе с небольшим отрядом американских солдат занимался инвентаризацией местных ферм – одна из них как раз принадлежала Армину, только-только вернувшемуся с фронта. Дэвис собирался было отправиться вниз по долине, но тут Пирске неожиданно попытался преградить ему путь, говоря о том, что места, в которые он направляется, прокляты, и лучше бы там не появляться вовсе. На американцев это не произвело ни малейшего впечатления, и они продолжили свой путь. А зря, ведь Армин знал, о чем говорил.

Ему прекрасно была знакома ферма Гартенеров, где за несколько лет до начала Второй Мировой упал метеорит, образовав в земле приличных размеров кратер. Ученые немедля заинтересовались гостем из космоса; отщепили от камня, который странным образом никак не хотел остывать, кусочек и отвезли его в лабораторию. Но опыты ответа на вопрос о структуре этого материала не дали: современная наука оказалась не в силах определить, ни из чего состоит камень, ни что скрывается внутри него. А потом разразилась гроза, в метеорит ударила молния, и он пропал. Может, это даже к лучшему. О загадочной находке все успели позабыть, но мигом вспомнили следующим же летом, когда на ферме Гартенеров начали твориться жуткие вещи, не укладывающиеся в рамки человеческого понимания. Тогда, в 41-м, Армин увидел, что произошло с семьей фермера, собственными глазами, и лучше бы Джонатану не повторять его опыт, раз и навсегда забыв о поисках отца…

Среди рассказов Говарда Филлипса Лавкрафта встречались откровенно неудачные, но все же за настоящими бриллиантами литературного хоррора явно было численное превосходство. И лучшей, не только по моему мнению (и мнению самого писателя), новеллой оказался «Цвет из космоса», который и лег в основу немецкого черно-белого фильма, снятого инди-кинематографистами с участием как безвестных, но профессиональных актеров, так и любителей. Это далеко не первая экранизация истории об инопланетном камне, что превратил жизнь отдельно взятой семьи в неописуемый кошмар, среди полнометражных фильмов было, как минимум, два на ту же тему. Но оба – неудачные. Главным образом потому, что их авторы, поначалу оставаясь верными литературному первоисточнику, потом сворачивали в сторону «демонических» хорроров («Проклятие» 1987 года) или фильмов об одержимости с едким привкусом католической морали («Цвет из тьмы» 2010 года).

(Был еще, конечно же, классический «жутик» 65-го «Умри, монстр, умри!», прекрасный во всех смыслах, но совсем не «лавкрафтианский»). А вот немец вьетнамского происхождения, Хуан Ву, позволил себе отойти от «оригинала» лишь на самую малость, сместив действие из Америки в Германию, и дополнив повествование историей о сыне, который отправился в Европу на поиски своего отца. Поэтому фильм делится на три неравных части: то, что происходит в 1975 году, в 1945-м и в 1941-м. В остальном – сон Лавкрафта в глубинах придуманного им же отвратительного и чуждого Космоса не потревожен. Сделать фильм под названием «Цвет» черно-белым – прекрасная идея, минимум красок не только добавляет очков и без того гнетущей атмосфере, которой эта лента пронизана от и до, но и позволяет с легкостью шокировать зрителя, когда в дело все же вступает искомый ЦВЕТ.

Да, несмотря на скромный бюджет, в фильме есть спецэффекты, и это не аниматроника, не кукольно-механические монстры, а старая добрая компьютерная графика, которая, впрочем (и это самое главное), не кажется здесь чуждой, более того, не раздражает и не низводит ленту до уровня хорошего хоррора с плохими CGI. Все, от огромных, но несъедобных плодов на деревьях, до непосредственно ЦВЕТНЫХ моментов, - а) уместно, б) выполнено на высочайшем для микробюджетки уровне. Действие несется вперед как пущенный под откос локомотив, но не перескакивает через важные моменты, и не замедляется тогда, когда не нужно: темп выдержан идеально.

Атмосфера, общий тон, ощущение всепоглощающего тлена, чью природу не объяснить на языке людей, драма Гартенеров, оказавшихся в ловушке в собственном доме, зашкаливающий уровень мрачности и безысходности – все это впечатляет ничуть не меньше, чем в рассказе Лавкрафта. Что позволяет мне назвать «Цвет» не только лучшей экранизацией лучшего произведения культового писателя, но и поставить этот фильм в один ряд с самыми удачными визуализациями кошмаров Говарда Филлипса, такими как «Зов Ктулху» и «Шепчущий во тьме» (тоже черно-белыми, заметьте!). «Реаниматор», «Дагон», «Извне» - бесспорно замечательные хорроры, но верными литературному первоисточнику и столь же эффектными можно назвать только три ленты, и это не творения Стюарта Гордона.

9/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook