477431 original"The Borderlands" (Пограничная полоса) (2013). Небольшая команда, состоящая из трех человек, прибывает в британскую глубинку, чтобы расследовать загадочную историю, произошедшую в одной из местных церквей, в приходе молодого отца Креллика. Это техник Грэй, который долго сидел без работы и которому очень нужны деньги – он не верит ни в бога, ни в дьявола. Это шотландский священник Дикон, угрюмый и немногословный тип, большой любитель выпить, 100-процентный христианин, не оставляющий, впрочем, от большинства тех чудес, что приписывают божественным силам, и камня на камне.

Именно в разоблачении таких «загадок» заключается его работа. Взять хотя бы ту историю со стигматами у юной девушки. Дело оказалось в том, что ее мать регулярно расцарапывала ранки на ногах и руках своей дочери, что в результате закончилось не святостью, а банальным сепсисом. Третий и главный – отец Аведон («зовите меня просто Марк»), путешествующий по всему свету вместе с Диконом и даже не пытающийся докопаться до истинной причины разнообразных мистических событий. Главное – поставить на них крест, как на выдумках или мистификациях.

В этой глуши они оказались после того, как в Ватикан попало «хоум-видео» одного из тех, кто присутствовал на крещении ребенка, которое проводил отец Креллик. Все присутствующие слышали странные звуки, и видели, как двигаются сами по себе разные предметы. Дикон и Марк уверены в том, что Креллик, в чьем приходе до сей поры было слишком мало людей, решил таким образом стать местной знаменитостью, засветиться хотя на передовицах парочки-другой газет и сделать себе бесплатную рекламу. В старинной церкви, возведенной в 1260 году на месте языческого капища, они устанавливают микрофоны, камеры, датчики движения и магнитных полей. Все под контролем. Мистификаторы будут посрамлены. Но дело, кажется, не в них…

Если при словах «микрофоны, камеры, датчики движения и магнитных полей» вы нервно подпрыгнули и выругались, подумав, что речь идет об очередном мокьюментари, то вы совершенно правы в своих догадках. Начнем с хорошего. И это хорошее – грамотная презентация главных героев. Которых, по сути, двое. Грэй и Дикон. Остальные, включая Аведона и Креллика, только дополняют картину, действие на них не держится. Характеры вышли очень живыми, реальными, несколько штрихов и мазков – готов портрет. Второй «плюс» - работа со звуком. Тщательная, без перекосов в сторону глупых «Бу!».

Третий – само место съемок. Древняя церковь, самое крупное поселение рядом с которой – то, что едва можно назвать деревней, не то что городом. Кладбище с каменными плитами, поля, бескрайние леса и горы вдалеке. Первое время атеист, которого вряд ли можно назвать атеистом на 100 процентов, и алкоголик, которого вряд ли можно назвать алкоголиком на 100 процентов, заняты лишь тем, что знакомятся друг с другом и устанавливают оборудование как в арендованном ими коттедже, так и в самом «храме господнем». Единственное из «страшного» и «мистического» – это пожар на заднем дворе, сопровождаемый дикими воплями. Всего лишь овца, подожженная заживо местной шпаной для устрашения «городских».

А потом… Потом гремят колокола. Креллик? Падают кресты. Плохие, старые крепления? Плачет младенец. Помехи с работающей где-то рядом радио-няни? Все можно объяснить. До поры, до времени. Насколько хороша прорисовка персонажей, насколько хороши актеры, насколько РЕАЛЬНО все происходящее и насколько логичны объяснения этому! Это прекрасно, и это совсем не «Паранормальное явление». Но фильму очень не хватает саспенса, даже намека на какое-то напряжение, дрожь коленок, нервный стук зубов и ломающиеся об кресло ногти на побелевших руках.

Сам жанр – не оправдание. Атмосферу можно и нужно сгущать куда раньше, чем это случается (все же случается!) в «Пограничной полосе». Удачных тому примеров – масса. К недостаткам относится и традиционно большое количество лишних или ничем не мотивированных сцен (с псом, с кровотечением из уха), совершенно нелогичных моментов (зачем устанавливать слежку за самими собой в коттедже?). А вот почти лавкрафтианская концовка – на твердую пятерку. Но вытянуть фильм до уровня «лучшее – враг хорошего» она, даже вкупе с другими его плюсами, не в состоянии.

6/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook