332560 original"Kaibyo otamaga-ike" (Кошка-призрак пруда Отама) (1960). Иногда лучше дождаться автобуса, даже если на дворе – кромешная ночь, а рядом – ни одной живой души. Молодая пара, Тадахико и Кейко, пренебрегли этим правилом. И, решив срезать дорогу к дому родителей Тадахико, расположенному в горах, они отправились через глушь, мимо пруда под названием Отама, но это путешествие затянулось на несколько часов – когда наконец-то обоим стало понятно, что они ходят кругами и возвращаются к одному и тому же месту.

Внезапно в зарослях мелькает тень живого существа, и это черная кошка! Несмотря на то, что Кейко ненавидит этих животных, ее супруг решает отправиться вслед за усатым зверьком, справедливо полагая, что кошка выведет обоих к жилищу, хоть какому! Так и происходит: перед парой открываются старые ворота, скрывающие за собой столь же старый дом. В нем, кажется, нет ни одной живой души, если не считать призрака страшной старухи, который несколько раз появляется перед Кейко, в конце концов, отправляя девушку в глубокий обморок.

Найдя свою жену, Тадахико относит ее в ближайшую деревню, где местный монах разводит руками, обещая Кейко скорую смерть, вызванную давним проклятьем этих мест: по его словам, в бедняжку вселился призрак кошки, и единственное, что может спасти девушку, это ритуал изгнания злых духов. С этим «диагнозом» хорошо согласуется старая легенда, рассказанная монахом безутешному мужчине: о местном феодале, который окончательно потерял связь с реальностью, повысив налоги до недосягаемых высот, и чей сын в то же самое время отправился на службу в столицу.

В результате, обезумевшие крестьяне уничтожили своего «босса» и его семью, утопив их тела в местном пруду. В живых осталась только кошка, Тама, а после этого убийцы начали умирать один за другим, и с тех пор ходит поверье, что лучше ночью ни при каких обстоятельствах не приближаться к пруду, чьи воды на одну ночь были окрашены в красный цвет…

И все-таки современный японский жанровый кинематограф не выдерживает никакого сравнения с хоррорами, снятыми в той же стране, но 40-50 лет назад. Сейчас популярны экранизации мифов о призраках с Длинными Черными Волосами (почему это так пугает азиатов – не знаю, и не моего ума это дело), а тогда – предпочитали фильмы, в центре сюжета которых были оборотни, вернее, даже не оборотни, а призраки людей, перевоплотившихся в кошек, весьма важных в японской мифологии животных.

Отсюда – целый многотомник кайданов, отсюда – целый легион хорроров на их основе. В «Кошке-призраке…» нет того визуального великолепия, как в «Черных кошках в бамбуковых зарослях» (опять эти усатые-полосатые!), и простого, но мрачного символизма, подобие которого позже можно было наблюдать в некоторых фильмах Тарантино, это не притча, но как «жутик», эта лента чертовски хороша.

Разве что многих может смутить – и смутит! – то, что она распадается на две неравных части, из которых одна (и самая продолжительная) – это флэшбэк, он же – объяснение тому, что в реальности происходит в окрестностях заколдованного пруда. На это отводится примерно сорок минут из семидесяти, и хоррора там – одна целая и примерно одна сотая. Совсем другое дело – пролог с участием упомянутой выше пары, и эпилог. Мрачный дом, призрак старой женщины, черная кошка, давящий, дробящий нервы саундтрэк (и это шестидесятый год!) – ух!

Впрочем, мистика мрачнейших тонов наличествует и в рассказе о Ячимару, его несчастной любви и убийстве семьи почтенного феодала, приходившегося ему отцом. Хотя бы та самая кровоточащая булавка в стене. Кто сказал, что «Проклятие» - страшный фильм? Его жанровые «предки» были страшнее. Примерно как лучшие хаммеровские постановки, которые до сих пор заставляют скакать тонны мурашек по телу, в то же самое время как бесчисленные «Синистеры», при всем уважении, заставляют лишь вздрагивать, а сиквелы «Звонков» - просто дергаться от уместных и неуместных «бу!».

Прекрасная атмосфера, подбор локаций, хорошая легенда… и призраки шестидесятых, - а они выглядят страшнее, чем призраки двухтысячных, просто поверьте. Отдельно замечу, что для нелюбителей азиатского кино в данном случае ограничений нет: «Кошка-призрак…» - такая же азиатская, как «Сайлент Хилл». И история о призраках, и история об оборотнях, и история о вампирах – всё вместе. Причем, коктейль – крайне удачный. Страшный, жестокий, кровавый, даже в лучшем смысле слова готический. Вычеркнуть бы только неуместно-приторный финал…

7/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook