339052 original“La Porta sul Buio” (Дверь во тьму) (1973). Знаете, в тех местах, куда направляются Люка и Стефания, никогда ничего не происходит. Небольшой дом на две семьи, стоящий прямо на побережье. Вокруг – ни души, а если что-то понадобится, надо ехать в город. Да вот еще и машина зарылась колесами в песок – так что до утра, пока не приедет Паоло, отсюда точно не выбраться. Да и незачем, ведь это их первый собственный дом, пусть не целиком, только первый этаж, но свой! Автомобиль можно бросить прямо на пляже, до коттеджа – максимум метров сто. Нет электричества?

Видимо, прошлые жильцы, уезжая, поленились оплатить счета, и это не проблема, вопрос со светом решится завтра же, в городе. А пока – они посидят при свечах, смотря «Франкенштейн» по телевизору, который работает на батарейках. Но вот это мокрое пятно на потолке в углу одной из комнат – НА САМОМ ДЕЛЕ проблема. Полагая, что соседи забыли закрыть кран в ванной, Люка и Стефания отправляются наверх, и обнаруживают, что кран на самом деле открыт. Да только помимо разлитой по всей квартире воды здесь пахнет убийством. Потому что в ванной лежит труп женщины, по всей видимости, супруги того самого учтивого седовласого синьора, что живет на втором этаже…

Первая новелла из четырех, с которых начался и которыми закончился единственный телесериал, спродюсированный самим Дарио Ардженто, и снятый при помощи его друзей и коллег по жанровому цеху. В случае с «Соседом», а именно так называется история за «номером раз», речь о Луиджи Коцци. Можно смело утверждать, что этот шестидесятиминутный фильм – чистый воды Хичкок, другой вопрос, насколько топорно он снят. Чистая Италия: эффектно, атмосферно, но как же глупо, надумано и нелогично! Поняв, что по соседству с вами живет убийца, вы бы отправились на пляж, чтобы вытолкать машину из песка, оставив дома ребенка? А, потерпев фиаско с автомобилем (такой метод как «выехать в раскачку» итальянцам, по всей видимости, не знаком?), вернулись бы в тот самый дом?

Любой нормальный человек схватит люльку с младенцем и отправится бежать, куда глаза глядят, до ближайшего города, только чтобы спасти собственную жизнь и жизнь своего ребенка, разве нет? Наконец, почему сосед так долго тянул с тем, чтобы отправить к праотцам случайных свидетелей, дождавшись в результате финала, удивительным образом напоминающего «Черного кота» старика По? Хороший диалог про «настоящие ужасы», блестящая джазовая музыка, толика атмосферности, явное влияние старой школы (читай – того же Хичкока) – и это все хорошее, что можно сказать о «Соседе». Фонтанирующим откровенными глупостями и затянутым до скрежета зубовного. 3/10

Второй эпизод называется «Трамвай». Именно в этом виде транспорта произошло жестокое убийство молодой девушки. За расследование берется комиссар Джиордано, который сразу же сталкивается, казалось бы, с неразрешимыми вопросами и проблемами. Да, имя жертвы известно. Да, известно, почему она оказалась там, где оказалась. Ее звали Моника Рини, ей было 27 лет, и она работала на заводе в вечернюю смену. Садилась в трамвай примерно в час ночи на последний рейс и ехала домой. Больше уже не поедет. Как убийство могло быть совершено в общественном транспорте, фактически на виду у контролера и пассажиров?

Ведь, несмотря на столь поздний час, трамвай не был пустым. Да и ехал не сам по себе: машинист плюс контролер – вот уже два человека. Оба, к слову, утверждают, что на последней остановке вагон был пуст, как будто никакого преступления и не было. Девушку убили в депо? Нет, Джиордани уверен, что это произошло в ходе обычного рейса, и собирает всех, кто находился тогда в вагоне, чтобы воссоздать ТУ САМУЮ поездку. Врожденное чутье и блестящий ум комиссара не подвели, и оперативно заклейменный убийца отправляется за решетку на 30 лет. Только настоящий ли это убийца…

Здесь в дело вступил уже сам Дарио. Причем, «Трамвай» был снят до «Соседа», однако по каким-то причинам Ардженто посчитал, что первым в сериале должен идти эпизод авторства Коцци, а не его собственный. В отличие от «номера один», «номер два» - даже не триллер, не говоря об ужасах. Чистейший детектив, полицейское расследование, легкое подобие (евро)крайма, с едва заметным налетом giallo вроде «Кошки о девяти хвостах» того же Ардженто. В данном случае необходимо слушать, а не смотреть, потому как весь фильм построен на диалогах. Да, увлекательно, во всяком случае, первые минут двадцать.

Потом вы вздрагиваете, чешете затылок, и вспоминаете, что даже лучшие фильмы Дарио никогда не отличались мощными сценариями и ладно выстроенными диалогами. История, рассказанная в «Трамвае», тянет на хороший дебют в жанре молодого писателя, искренне радующегося тому, что он смог придумать хитрую историю, удивить. Только удивляет он лишь самого себя. Вон он, чистый арджентизм. С одной стороны, ярко и напряженно, с другой, беспросветно глупо и шито белыми нитками. Пример? О личности главного злодея не догадается никто, так как никто его до поры до времени не видел. Неплохой в целом фильм. ОК, с учетом финальной трети, хороший. Примерно на уровне «Игрока». Но «Игрока» вроде бы никто не считает шедевром… 5/10

Из психиатрической клиники сбегает пациент, личность которого известна как главврачу, который до последнего момента против того, чтобы в дело вмешивалась полиция в лице вечно страдающего от простуды комиссара, так и самому комиссару. Но не известна нам. Мир, окружающий психопата, мы видим только его собственными глазами, даже не представляя, кто он, что им движет, да и, в конце концов, даже Он это или Она. Медики пытаются организовать собственное расследование, но скоро наталкиваются на стену, воздвигнутую полицией.

Стражи правопорядка активно вмешиваются в дело сразу после того, как погибает Елена Кописки, владелица и управляющая небольшой мастерской модной одежды, слывшая в своем родном городке femme fatale. Ее убили, и убийство было жестоким. Это, наверное, один из самых ярких моментов в фильме, вкупе с отличной работой оператора, превратившего нестандартный триллер в еще более нестандартное кино посредством множества визуальных экспериментов, не выходящих, впрочем, за рамки дозволенного.

Еще один плюс – музыка. Саундтрэк идеально дополняет происходящее на экране. Сейчас – тревожный, даже немного атональный, а через минуту – сменяющийся красивым «фоновым» джазом. Особняком стоит вторая сюжетная линия, в центре которой – взаимоотношения двух незнакомых друг с другом людей, чертовски подозрительно ведущего себя типа и девушки, влюбленной в куклы (эпизод так и называется – «Кукла»). Как все закончится, что это за странный мужчина, и кто же на самом деле сбежал из психиатрической лечебницы: вопросы, на которые ответить непросто.

Эту серию, без всяких сомнений, можно назвать лучшей из четырех. И самонадеянное заявление Дарио Ардженто в прологе («Я бросаю вам вызов… попробуйте догадаться…»), как и сентенция о том, что в толпе спешащих по своим делам людей-муравьев обязательно найдется тот, кто внешне ничем не отличается от себе подобных, но при этом в любой момент готов взорваться, в итоге отняв чью-то жизнь, вопреки ожиданиям, на 100% уместны. И у вас, и у меня был плохой день в офисе, и у вас, и у меня жизнь не удалась. Мы оба сходим с ума. Но если я окажусь рядом с вами в переполненном вагоне метро, вы даже не заметите меня. Пока я не достану нож ;-). 7,5/10

Роберта просто возвращалась домой. Под колесами ее машины тихо шуршал гравий, негромко играло радио. И вот – яркая вспышка посреди дороги. Это не обман зрения, это девушка в белом платье, что буквально бросилась под колеса автомобиля. Каким-то чудом Роберта смогла затормозить вовремя, не сбить сумасшедшую. Но когда вышла из машины, поняла, что та уже была мертва, и даже если бы ее переехала машина, это уже никак не навредило бы бедняжке, разве что осложнило работу патологоанатомам. На спине у мертвой девушки виднелась рана, глаза были широко открыты.

А в кустах близ дороги спустя какие-то секунды появился человек. Его лица не видно, зато был прекрасно виден блестящий в ночи пистолет в его руках. Роберта бросилась бежать и остановилась только тогда, когда ворвалась в таверну, моля о том, чтобы официант вызвал полицию. Копы быстро прибыли на место убийства, но оставленная Робертой машина была единственным, что они нашли. Ни убийцы, ни жертвы, ни крови на дороге, абсолютно ничего. Так что же, синьоре это просто привиделось? А может, не привиделось, и она станет следующей жертвой безликого убийцы?

Чем дальше, тем лучше – и это не самый лучший вариант для телесериала или жанровой антологии. Идеальный сценарий: когда, к примеру, первая новелла из четырех заставляет зрителя разодрать собственные губы зубами от переизбытка саспенса, а последняя – выступает примерно на том же уровне, в то время как остальные две выполняют роль своего рода «филлеров», желатина, который можно и нужно сковырнуть, чтобы добраться до самого вкусного. Но, как уже было сказано выше, первые два эпизода из «Двери во тьму» вряд ли можно назвать шедеврами, зато третий – просто очарователен.

Недалеко от него ушел и четвертый. По словам Ардженто, это экранизация реальной истории, рассказанной ему знакомым детективом («Знаете, мы однажды нашли обезглавленный труп, возле которого лежало сразу три головы. Ну и скажите, как мы могли понять, какая именно голова принадлежала трупу?»). Так или нет, неважно. Главное, что «Свидетельница» может похвастать не только хорошей дозой саспенса (это для Дарио в лучшие его годы было вполне привычным), но и – о-ля-ля! – хорошо сконструированным сюжетом.

Смотреть – интересно, каким окажется финал – неясно. И, в отличие от «Соседа», ни одной лишней минуты. За что «Свидетельница» и получает заслуженные семь баллов из десяти. Если говорить о сериале в целом, то вехи в жанре из него не вышло (если не считать того, что «Дверь во тьму», как я понимаю, была первой попыткой катапультирования итальянского хоррора на телевидение), но, несмотря на явные промахи, это must-see для любого поклонника старого европейского киноужаса. Не говоря уже о тех, кому небезразлично творчество Ардженто и Коцци.

3/10+5/10+7,5/10+7/10=6/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook