343092 original«Зеленый слоник» (1999). «Слушай, а сколько сейчас времени? Так, примерно? Можешь почувствовать?». С этого вопроса начинается переполненный абсурдом армейский ад, в который перенеслись два офицера, «лейтенант» и «братишка», попав на гауптвахту. А если быть точным, то в бетонный бункер два на два метра со стенами, выкрашенными в ядовито зеленый цвет, и вечно капающей трубой. Первый рассказывает второму о том, как он насрал в море («Голым я залез в море – и насрал»), предлагает слепить шашки из грязи, истребить донимающих его мух при помощи собственного говна, а второй только посмеивается – до поры, до времени. 

Быстро, очень быстро «лейтенант» сходит с ума, его монологи и рассказы становятся все более безумными, в дело вступают другие офицеры-садисты, и история о двух людях в карцере превращается в гротескную пьесу, которая ближе к финалу мутирует в причудливую смесь некрофилии, гомосексуализма и кровавой бани. Таков, вкратце, (весьма условный) сюжет самого, наверное, известного российского трэш-фильма, который мигом растащили на цитаты, заполнив сеть фотожабами и проложив путь актеру-дебютанту Владимиру Епифанцеву в мир более «нормального» кино. Редкий случай, когда полные возмущения отзывы рукопожатных эльфов совершенно не соответствуют тому, что вы увидите на экране, решившись все-таки на просмотр «самого грязного фильма тысячелетия».

Позволю себе привести несколько цитат с Кинопоиска.

«Есть фильмы, которые будут смотреть только любители жанра, в пример можно привести «Снафф 102», «Райское озеро», да даже «Пила», порно в жанре тентакли, копрофагия – все эти фильмы, какими они не были, объединяет то, что они созданы для определенной и достаточно узкой группы людей». «Зелёный слоник» позор российского кино! Я не хочу оценивать данное творении, ибо вовсе не считаю это фильмом. Те кто желает посмотреть картину, не тратьте время зря, вы не увидите в ней ничего полезного для себя. Лично я просто хочу забыть о ней!». «Я не верю в бога, но при просмотре этого, не раз упомянул его имя в суе. О чем вы говорите!? Какой к черту глубокий смысл!? Что значит «Гениальный шедевр»? Где здесь реальная жизнь? Та содомия и галлюциногенный угар, творящийся на экране, напомнил мне все свои самые страшные детские сны. Я не то что сочувствую тем людям, которым это могло понравится, я бы их срочно посадил бы на ту же гаупвахту, что показана в этом… эээ… а как это назвать то…?». «Я не представляю насколько больным нужно быть, чтобы снять такое… Все актеры в этом фильме не менее больны. Лучше сниматься в грязной порнухе, чем здесь». «В фильме есть смысл… но не ищите его! Этот смысл понятен только больным людям. Я его не искал и не стану». (орфография и пунктуация авторов сохранена). Насладились? А теперь, собственно, о «Зеленом слонике», который не имеет никакого отношения к снаффу, «Райскому озеру», самой популярной сейчас хоррор-франшизе и «порно в жанре тектакли».

Женщина-режиссер, Светлана Баскова, видела свою цель во «вскрытии табуированных зон» садизма, копрофилии и гомосексуальности, также назвав фильм антивоенным протестом. Вот вам и смысл, дорогие эльфы. Но «Зеленый слоник» стоит смотреть ради другого. Ради диалогов. «Тебе хорошо в армии, такой кабан! – А сам-то не кабан, что ли? – Конечно, уже полгода не отжимаюсь». «Вот у нас здесь мух много, понимаешь. Смотри, мухи. Они тебе спать мешают, мухи. Я вот, давай я здесь насру, и они все прилетят сюда, и мы их убьем, слышишь? И тебе тогда спать будет хорошо. Давай?». «Сколько истребителей, с*ка? Это классика, бл***! Сейчас наша армия ориентируется именно на этих офицеров, которые вы***ли американцев в жопу. Сейчас чай принесу, и мы с тобой продолжим». Очаровательная комедийная дичь во всей красе. Если вам такой юмор непонятен, это совсем не значит, что он не имеет права на существование.

Второе. Актерская игра. И Пахомов, и Епифанцев великолепны в ролях совершенно невменяемых типов. Третье. «Мясо». И ему найдется место. Правда, до Иттенбаха далеко. Да и не хоррор это вовсе, не «шашлык» ради «шашлыка», а, понимаете ли, метафорическое отражение суровой армейской действительности, или, проще говоря, старая добрая российская чернуха. «Груз 200» лично я нахожу куда более мерзопакостным (в хорошем смысле слова). А когда полуголый длинноволосый надзиратель заставляет заключенного чистить говно в унитазе при помощи вилки и собственной слюны, когда вытягивают кишки из еще живого человека и дудят в обрубки внутренних органов – это, простите, никакой не сплэттер и не трэш, а «художественный манифест», призрак отечественного артхауса. Бессмысленного, как водится, и беспощадного.

Абсурдность происходящего переходит все границы, напоминая творения эксцентричного Олега Мавроматти (автор «Выблядков», «Грибов птицеедов», «Сатанинского гриба» и прочих, не менее занимательных работ, а также просто хороший, гонимый властями человек: «Отдавая себе отчёт в том, что за возвращением в Россию автоматически последует заключение в связи с возбужденным уголовным делом, Олег Мавроматти, не желая прибегать к самоубийству, решил провести онлайн-шоу (публичная народная казнь) под рабочим названием «Свой/Чужой». Неким подобием электрического стула управлял компьютер, подключенный к Интернету. Через Интернет 7 ноября 2010 года началось голосование. Если бы подсчитанные голоса «За» его смерть в два раза превысили количество голосов «Против», компьютер выдал бы сигнал, который запустил бы электрический разряд, и Олег Мавроматти был бы убит» (с) Wiki) что, в общем-то, и неудивительно, ведь он стал продюсером «Зеленого слоника».

Однако, несмотря на перегибы везде, где только можно, в персонажах легко узнать распространенные типажи (пусть и в качестве отражения в разбитом зеркале извращенной реальности), а что касается армии (да и общества в целом), то на самом деле существующая грязь – куда более гнилостная, чем то, что показано в ленте Басковой. Если смыть с фильма экскременты мнимого экзистенциализма, неуместный (но стандартный для артхаусников) пафос создателей, то получится (и получилась) чернушная трэш-комедия с понятным соцкомментарием, где даже пожирание фекалий вызывает приступ не отвращения, а смеха. Это как минимум. А как максимум: можно увидеть и тень современной России, дикой, жестокой, абсурдной. Вот только если вы – ценитель высокого искусства и «настоящего хорошего кино», то просмотр «Зеленого слоника» вам строго противопоказан ;-).

6,5/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook