090712“Saints-Martyrs-des-Damnes” (Святые мученики проклятых) (2005). Не то, чтобы у Флавьена не ладилось с работой. Скорее, дела плохи у его босса, Рауля, главреда дешевого таблоида, в котором неделя за неделей публикуются однотипные истории о загадочных кругах, оставленных кораблями пришельцев… где? Да хотя бы на поле очередного фермера, что не ночевал дома последние восемь дней. А на обложке последнего номера – красавица о трех грудях. Случилось так, что Флавьен остался последним и единственным сотрудником этой редакции.

И получил задание, которое в корне отличается от всего того, что он делал раньше. Он так, конечно, не думает. Но скоро это поймет. Когда вместе с таким же неудачником, фотографом Армандом, что занят съемками человека-гориллы и его трехногой невесты-трансвестита, отправится в крохотную деревушку недалеко от Квебека, где, как говорят, без вести пропадают люди. Тревожные предзнаменования не заставляют себя долго ждать. Ночью, на пустынной дороге Флавьен чуть было не пускает машину под откос, когда в свете фар видит появившуюся из ниоткуда девушку-призрака. В белом – не свадебном ли? – платье, за которым волочатся консервные банки.

По прибытии репортер и фотограф останавливаются в гостинице у двух странных женщин: обе, одна – немая, другая – слегка безумная хохотушка, отзываются на имя Мальвина. И вскоре Арманд пропадает. Отправившись на поиски коллеги, Флавьен мало-помалу знакомится с гротескными обитателями этой очаровательной деревушки. С официанткой, что расхаживает по своему заведению в наряде шлюхи, ее сыном-дауном и его единственным другом, плюшевым медведем Раймондом – он «говорит вещи, которые никто не может услышать». С мэром, чьей резиденцией является церковь, его двумя сыновьями, разъезжающими по деревне на роскошном спорткаре: «Хочешь драки? – Нет, с чего бы? – Потому что ты нарываешься».

С механиком, который никогда не снимет с лица маску, но всегда готов предоставить страждущему велосипед. С очаровательной девушкой, играющей на гитаре для своих коров, и не знающей имени отца своего ребенка. А где Мальвины? О, они уже давно мертвы. Почему другая мебель в номере, где багаж? Не имею ни малейшего понятия, месье. Здесь все ждут своей очереди. Чтобы починить сломанные детали. И никто никогда не видел лица Механика. Флавьен приехал сюда всего лишь на несколько дней. Понимание того, что ему придется провести здесь чуть больше чем вечность, приходит быстро. Хотя бы для того, чтобы найти рай в этом аду, и главное – найти себя.

Вы любите Линча? Авторы этой ленты – любят. Но когда говорят «снято в стиле…», это не всегда значит, что «снято под копирку». Потому что скопировать стиль того, кто подарил миру «Малхолланд Драйв» и «Голову-ластик» невозможно. Канадцы (а по факту – французы) сварили совершенно невероятную солянку, главный ингредиент в которой – пожалуй, мистическая психодрама, а уж потом – и ужасы, и чистый сюр, и история о нехорошем городе. Знаете, бывают нехорошие дома. Здесь одним домом дело не ограничивается. А главенствует над всем почерк, типичный для талантливого авторского кино.

Но, в отличие от того же Линча, «Святых…» нет нужды пересматривать по несколько раз, чтобы в результате так ничего и не понять. Если первый час челюсть зрителя беспомощно хлопает по паркетному полу, пробивая лаз к соседям этажом ниже, то потом кусочки паззла, не без помощи, ясное дело, сценариста, складываются в единую и вполне понятную картину. Сюжет не без греха, да. Скроен неидеально. Но это отнюдь не набор разрозненных психопатологических зарисовок. Хотя, нельзя этого не признать, даже отдельные эпизоды кажутся шедеврами, рожденными неспокойным сном депрессивного аутиста, чей талант движим страхом и безумием.

Вот несколько примеров. Лик Хирурга. Это и Гигер, и Линч, и Баркер, и даже немножко Брайана Юзны. «Бзззз!». Это бренчит звонок в телефонной будке, которая расположена посреди нигде. По ту сторону провода – крик, короткий и отчаянный. Рядом, в тишине и спокойствии, спят десятки брошенных и разграбленных автомобилей. Но вот они просыпаются. Гудят, свирепо вращают фарами. А потом столь же внезапно затихают, словно по команде. И такая команда, конечно, была. Столь же великолепен момент с магазином, в котором расположено отделение почты. Почти сатира, почти, прости Господи, Озон. Авторы «Святых…» определенно были воспитаны на многих школах, многих именах, источников вдохновения тоже хватило сполна – самых разных.

И этот фильм совершенно точно не придется по нраву любителю среднестатистических хорроров. Потому что слишком многое в течение длительного времени остается непонятным. Потому что слишком многое требует внимания. Наконец, потому что долго и мучительно – целых два часа. Которые для меня пролетели как тридцать минут. Если кто-то скажет, что «Святые…» - эксперимент, я не буду с ним спорить. Но это не эксперимент ради эксперимента. Робин Обер знал, что именно он снимает, и что хочет сказать – с самого начала и до самого конца. Сильная и нестандартная работа. Почти гениально снятая.

10/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook