483768 original"The Sacrament" (Таинство) (2014). Сэм Тернер, корреспондент нью-йоркской компании VICE, специализирующейся на необычных и ярких историях, которые по каким-то причинам остались без внимания крупных телеканалов, находит нового героя для нового репортажа. Им становится фотограф-фрилансер Патрик Картер, чья сестра Кэролайн, долго и плотно сидевшая на наркотиках, в один прекрасный день присоединилась к религиозной коммуне в Миссисипи. А затем, вместе с остальными, переехала в другую страну, по всей видимости – где-то в дебрях Латинской Америки. Там они основали маленький городок, рай победившего социализма во славу Господа и под названием Идэн Пэриш. Никаких наркотиков, никакого алкоголя, регулярные молитвы, счастье и спокойствие как жизненная доминанта. Патрик, выяснивший примерное местонахождение Кэролайн, рвется в бой – тем более что уже есть договоренность о том, что его пустят в Идэн Пэриш. Сэм уговаривает своего нового знакомого навестить сестру-беглянку втроем: сам Картер, плюс Тернер и оператор VICE Джейк Уильямс.

Сначала в аэропорт, перелет на юг, потом несколько часов на вертолете над сельвой – и вот уже троицу гостей приветствуют несколько чернокожих охранников, вооруженных автоматами. До лагеря общины, возглавляемой «Отцом», чье настоящее имя – Чарльз Александр Рид, отсюда всего несколько километров. Гостей встречает сама Кэролайн, и кажется, что у нее все отлично. Здоровый цвет лица, не сходящая с лица улыбка – она искренне верит в то, что обрела новый дом. Как и остальные жители Идэн Пэриша, которых интервьюирует Сэм. Черные и белые, молодые и старые. Здесь собрались люди со всего мира: из Нью-Йорка, из Мельбурна, кажется даже из Африки. «Отец» не делит людей по национальному или какому-либо еще признаку: все они – не столько его «дети», сколько соратники и помощники. Городок производит впечатление совершенно благостного местечка. Нет политики, нет современных средств коммуникации, нет расизма, нет зависти и злости. Но зачем столько оружия? С какой целью у Патрика отбирают паспорт? И почему Саванна, маленькая дочь очень испуганной матери, передает гостям записку со словами «Пожалуйста, помогите нам»?

История о резне в Джонстауне в 1978 году – хорошая история. Ужасная с точки зрения последствий, но крайне кинематографичная. Тем удивительнее, что о безумном Джиме Джонсе, его «Храме народов» и "революционном суициде" девятисот человек до сих пор не сняли ни одного хоррор-фильма. Документальных лент – не одна и не две. А вот художественных переосмыслений до сей поры не было, если не считать нескольких новелл в жанровых антологиях и «Красного штата» Кевина Смита – но это, как говорится, «по мотивам». Настал 2013 год, и нашелся-таки режиссер, решивший воссоздать последние дни Джонстауна, причем не только в рамках хоррора, но еще и псевдодокументалистики. Им стал Тай Уэст, как обычно стилизовавший свой фильм под «олдскул» (вроде бы и происходит эта история в 2000-х или, на крайний случай, в 1990-х – ведь по улицам в Нью-Йорке ездят Ford Crown Victoria последнего поколения, вставшие на конвейер только в 98-м, но эффект «тусклой пленки» делает свое дело, и кажется, что перед нами продукт старых добрых восьмидесятых). Не без помощи старого друга Илая Рота, выступившего в качестве одного из продюсеров.

При слове «псевдодокументалистика» пугаться не стоит, хотя я прекрасно понимаю тех, кто, услышав про 167567-й по счету ”found-footage”, нервно вздрагивает и дергает левой пяткой. Эта лента снята с точки зрения Джейка – но вы ведь помните, что он профессиональный оператор, работающий на достаточно крупную телекомпанию? Поэтому, за исключением пары-тройки моментов, можно от псевдодокументального флера счастливо абстрагироваться и представить, что смотришь обыкновенный хоррор. Парадокс: «Таинство» по большей части именно таким и выглядит, но реализма в нем куда больше, чем в какой-нибудь «Темной горе». В титрах нет фразы «Основано на реальных событиях», однако Уэст имел полное право ее туда поместить. Неназванная страна – не Гайана, Идэн Пэриш – не Джонстаун, Рид – не Джонс, однако от замены одних имен и названий (реальных) на другие (выдуманные) суть не меняется. Исторически фильм верен оригиналу процентов эдак на девяносто пять: примерно так все и случилось в далеком 78-м. С поправкой на художественный вымысел или, вернее сказать, переосмысление.

Хороша атмосфера! События развиваются неспешно, но вряд ли «Таинство» стоило бы отправить обратно в монтажную и хотя бы чуть-чуть подрезать. И мы с самого начала чувствуем, что за глянцевым фасадом что-то не так. Взгляните хотя бы на Кэролайн. Тараторит без умолку, перевозбуждена, будто снова на наркотиках, как тогда, много лет назад в Нью-Йорке. Или сам «Отец». Обыкновенный милый старик. Но от него веет безумием и липким холодом смерти. Этот фильм не открывает новых горизонтов, он сильно недоработан с точки зрения прорисовки характеров, в нем слишком рано случается переход от рая к аду. Я не люблю сериалы и трехчасовые эпики, но ей-богу, это тот самый случай, когда раздутый хронометраж был бы уместнее, чтобы сконцентрироваться не только на ужасе массового суицида и попытках Сэма и Джейка остаться в живых там, где живых остаться не должно, но и на психологии. И все же я бы причислил «Таинство» к режиссерским удачам, а не провалам мистера Уэста. Благо были у него и те («Дом дьявола»), и другие («Стрелок»). Один только вопрос: можно ли назвать это хоррором?

7/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти четыре тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он еженедельно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook