190612”Chernobyl Diaries” (Запретная зона) (2012). Сказано: американским туристам нечего делать в Восточной Европе. Этому нас учат хорроры из страны биг-маков и "Кадиллаков". Достаточно вспомнить «Хостел», «Изоляцию» и «Поезд». Странно, если бы герои этой истории стали исключением. Тем более что они отправились не в пристанище садистов-толстосумов, на карте именуемое Словакией, а в еще более зловещее место: на Украину, точнее – в городок под названием Припять, превратившийся в призрак самого себя после трагедии на Чернобыльской АЭС.

Это была идея Пола, который уже не первый месяц обретается в Киеве и, кажется, намерен там осесть на долгие годы. В гости из Нового Света к нему прибыли сразу трое: младший брат по имени Крис, его подруга Натали, а также очаровашка Аманда. Путешественники не собирались надолго оставаться в украинской столице: их следующей остановкой должна была стать Москва, где Крис планировал сделать своей девушке предложение. Но в Россию никто из них не попадет.

Всему виной – поездка в «город, который покинули за сутки», организованная старым знакомым Пола. Это парня зовут Юрий, и он собаку съел на экскурсиях в запретную зону. К американцам присоединяются еще двое: норвежка Зоуи и ее бойфренд из Австралии. На КПП фургон, за рулем которого находится Юрий, в Припять не пропускают, но гид прекрасно знает другие дороги, ведущие в город.

Шестерым экскурсантам поначалу кажется, что они не зря отложили поездку в Москву: проклятое место, когда-то пораженное радиацией и оставленное людьми, производит на них неизгладимое впечатление. Но потом в одной из пустых пятиэтажек они встречают… медведя, а по возвращении в машину выясняется, что кто-то перегрыз высоковольтные провода, и эта «буханка» уже никогда не сдвинется с места. Во всяком случае, этим вечером. Юрий и его спутники принимают решение провести ночь в машине. Плохое решение. Ведь Зона обитаема. Теми, кто туристами не прочь закусить.

Не прошло и четверти века, как западные кинематографисты наконец-то обратили внимание на Припять – странно, что этого не произошло раньше. Само место, а также его предыстория – идеальная почва для съемок хорроров на самые разные темы: от слэшеров до историй о привидениях, а между ними – все, что угодно. Может быть, дело в том, что как в Старом, так и Новом Свете не слишком-то хорошо осведомлены о том, какая именно трагедия разыгралась на Украине в 1986 году, и какие масштабы она приобрела? Тем не менее, начало положено.

Первопроходцем чернобыльского хоррора по-голливудски стал Орен Пели, автор франшизы о «Паранормальных явлениях» - и это был дурной знак. Потому что Пели фактически был и остается режиссером одного фильма, к тому же лишенного внятного сюжета и подкупавшего только своей атмосферой. А в случае с «Запретной зоной» именно он стал автором сценария, в то время как режиссерское кресло занял ноунейм из лагеря спецэффектчиков.

Несмотря на самые пессимистичные прогнозы, этот фильм я ждал. Очень ждал. Ведь тема крайне благодатная. Мог получиться великолепный хоррор! Дождался - не получилось. «Запретная зона» не просто плоха. Она плоха по всем параметрам. Начать хотя бы с того, что фильм был снят в Венгрии и Сербии, а никакой Украиной в нем и не пахнет. Я понимаю: получить разрешение на съемки в самой Припяти невозможно. Но неужели «воссоздание» хотя бы ее части - невыполнимая задача, даже с учетом скромного бюджета?

В конце концов, голь на выдумки хитра – ведь получается у авторов грошовых зомби-хорроров снимать пустые города и при этом уверенно ткать постядерную атмосферу. Так почему же здесь максимум того, что мы видим – это несколько готовящихся под снос панельных домов, архитектура которых не имеет ничего общего с советским «массовым жильем»? А потом в кадре объявляется медведь, так точно. Спасибо, что без балалайки, лаптей и бутылки 40-градусного пойла.

Из героев в памяти остается только Юрий, и то, возможно лишь благодаря своей фактурности. Остальные – просто те, кто рано или поздно должен умереть. Еще одни «ноунеймы». Нападения обитателей псевдо-Припяти сняты в потемках, камера дергается и пляшет – видимо, авторы фильма пытались задействовать нехитрую формулу «чем меньше видно, тем страшнее». Однако собак все же видно. Овчарок разных пород. Слабовато для чернобыльских мутантов. Да, потом – ближе к самому финалу – появятся другие существа, но и они вызывают только улыбку, окончательно превращая «Запретную зону» из жанрового творения в фарс, который отчаянно хочет испугать, но вместо этого способен только насмешить.

Ни атмосферы, ни саспенса, ни удачного использования локаций, ни «мяса», ни малейшего сочувствия героям. Первый чернобыльский хоррор родом из Америки оказался дешевым и безыдейным молодежным хоррором для аудитории «до 18-ти и младше», в котором не нашлось места ни ужасам, ни трэшу, что делает эту ленту совершенно беспомощным и беззубым продуктом даже на фоне российско-американского «Фантома».

Ведь что такое медведь в пятиэтажке на фоне подлодки в Москве-реке!

1/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook