492089 original“House of the Damned / Spectre” (Дом проклятых) (1996). В старый дом, стоящий где-то в ирландском захолустье, приезжают две женщины, чтобы прибраться к приезду новых хозяев. Местечко мрачноватое! Хотя бы потому, что прямо над входной дверью красуется каменная фигурка старухи с косой. До наступления темноты уборщицы не успеют закончить свои дела. Они умрут.

Сначала одна из них, юная Кэйтлин, обнаружит в одной из комнат крысу. Потом несколько крыс. Потом десять, двадцать, может больше. Грызуны нападут на бедняжку, царапая ее и кусая, а потом внезапно исчезнут, будто их и не было. Кэйтлин в ужасе выскочит на улицу и прыгнет за руль своей машины, которая буквально через секунду взлетит на воздух.

Совершенно не подозревая о том, что здесь произошло несколько дней назад, в дом заселяются его законные владельцы: унаследовавшая особняк американка Мора, ее муж Уилл и дочка Обри. Девочке не понадобится осматривать все комнаты, чтобы выбрать из них ту, в которой она будет спать – выбор немедля делается в пользу той спальни, где Обри находит куклу.

Странную, старую куклу по имени Колин, которая, как выясняется, умеет говорить. Только Уилл усаживается в кресло, чтобы посмотреть видео, снятое им в первые минуты новоселья, как выясняется, что запись испорчена: лица Обри и Моры – в сопровождении кровавых клякс, а среди помех мелькают силуэты посторонних людей.

Компьютер Уилла дает сбои, в гардеробе его жены кто-то без спроса похозяйничал и разложил вещи по своему усмотрению, свет постоянно мерцает, сверху и снизу доносятся жутковатые звуки – будто незваные гости двигают мебель, в блюдечке с молоком для лепрекона обнаруживается кровь. И как венец всего этого: прибежав на крик Обри, родители видят в ее комнате чудовище, сверкающее багрово-красными глазами.

Наутро они обращаются за помощью к местному медиуму по имени Ши, который вместе со своей ассистенткой отправляется в дом и выясняет, что это место стало обителью мятежного духа Колин, маленькой девочки, чье тело они позже находят замурованным в подвале…

Вот, казалось бы, и сказочке конец! Делов-то: найти место, где находится труп, собрать кости и перенести их в могилу, чтобы Колин, наконец, перестала проказничать. Но это только первые 40 минут фильма, в котором будут еще… два таких фильма. И, соответственно, два фальш-финала. В этом смысле «Дом проклятых» сильно – и в лучшую сторону – отличается от подобных ему «жутиков».

Ведь как обычно бывает: семья въезжает в некий особняк, где обитают злые силы, потихонечку балом начинает править чертовщина, затем – финальная битва, и все. Либо зло повержено – и хэппи-энд, либо нет – и никакого хэппи-энда. Но чтобы уместить сразу три (впрочем, весьма стандартные) истории о haunted house в одном хорроре – это что-то новенькое.

Еще один бонус, проистекающий из вышесказанного: то, что зрителю совсем не дают времени на перекур, по концентрации различных «бу!», явлений из потустороннего мира и прочих прелестей «Дом проклятых» опять-таки уделывает своих «коллег» одной левой. К достоинствам этой ленты стоит также добавить прекрасно подобранные локации – она снималась в Ирландии, и этим все сказано.

Ну а среди актерских работ можно выделить «Мору» - Александру Пол, одной из первых ролей которой была Лэй из кинговско-карпентеровской «Кристины». Плюс несколько живописных смертей, включая обезглавливание и сцену с взрывом из пролога. На этом вкусности заканчиваются, и начинаются проблемы. Первая и главная из них – сюжет. Нагромождение различных ужасов – это хорошо, но неплохо бы объяснить, что к чему.

А этим сценарист себя не особо утруждает, ограничиваясь лишь фразами героев об «изгнании зла» и упоминанием вскользь о предках Моры, которые были чернокнижниками. Под номером два следуют спецэффекты. Явление в спальне Одри сначала демона-«полуневидимки», а потом старой ведьмы не вызывают ничего кроме смеха или, в лучшем случае, сдержанной ухмылки. То же самое касается эпизода с нападением на Кэйтлин милейших декоративных крыс.

Далее. В ходе просмотра можно играть в увлекательную игру-угадайку. Вот это – из «Хищника», это – из «Изгоняющего дьявола», это – из «Полтергейста», это – из «Ужаса Амитивилля», и так далее. Есть отсылки даже к итальянской готике. Но чего в них не было, так это откровенных сцен с участием главных и второстепенных героинь (включая обнаженку в полный рост), и, конечно, «мяса», что вообще редкость для привиденческих хорроров.

Ну и действие нонстоп – такого я давно не видел. Если стандартные истории о нехороших домах и сельских призраках – это старенький семейный неповоротливый «Олдсмобиль», то фильм Скотта Леви – «Порше» с ненормальным водителем за рулем. Здесь много минусов (см.выше), но ругать эту ленту или, тем более, разносить ее в пух и прах, как это сделали многие критики, у меня не поворачивается язык и не поднимается рука.

6,5/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook